Найти тему

По душам о патриотическом воспитании, настоящем и официозном.

Начну с цитаты автора, учительницы русского и литературы, на Дзене:

"Сегодня началась Блокада," —

раздалось на улицах нашего города из репродукторов.

В школах провели линейки. Почитали стихи. Монотонно, зачастую не вникая к смысл. Завуч напомнила, что надо помнить, что ИМ мы обязаны жизнью.

Пафосные, давно соседствующие с нами слова. И я, внучка блокадников, уже не знаю, как и, главное, зачем говорить с молодежью о войне.

Всё забывается, и это забудется. Как ушло из памяти народной Бородинское сражение, война с Наполеоном, Гражданская и др. Еще какое- то время мы можем на этой теме стараться крутить патриотизм, да только детей не проведёшь.

Один раз мне 11 - классники уже сказали :

— Сколько можно на эту тему? Война, блокада, слышали, знаем.

И я была у Солдата во Ржеве, в Брестской крепости, присутствовала на смене караула на Мамаевом кургане. Ком в горле. Но я понимаю, что только словесным призывом "любите Родину, её отвоевали для вас деды и прадеды", УЖЕ НЕВОЗМОЖНО.

Далее будут правильные цитаты, например:

Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. Николай Карамзин.

Всё вроде и правильно. Но.. мурашки по коже. Были и другие статьи, пыталась спорить. Но не получается, потому что где-то прервалась нить, связующая нас.

Я отлично понимаю, что усталость от этого «направления воспитательной работы» закономерна и объясняется чрезмерным количеством мероприятий и заорганизованностью. Вспоминается хор служащих, которые не могли остановиться и пели «Славное море, священный Байкал…» , из «Мастера и Маргариты».

НО при этом большое НО. Странный эффект современной воспитательной работы: готовя к сочинению (эссе) ЕГЭ по русскому, я делаю всё возможное для того, чтобы у ребёнка был достаточный запас аргументов для обоснования своей позиции. По старой учительской привычке подхожу с той точки зрения, что если мысль высказывается, она должна нести нравственный посыл. Иногда, когда ученик совсем нечитающий, прибегаю к использованию известных фактов, показываю видеоролик и вместе составляем необходимые 4-5 предложений. И для меня удивительно, что они от меня впервые узнают о дагестанце Магомеде Нурбагандове, который сказал перед смертью ставшую символом верности идеалам фразу «Работайте, братья!» , о вызвавшем в Сирии огонь на себя летчике Александре Прохоренко, о докторе Лизе и т.д. и т.п.Даже о Матросове, о Гастелло и о многих других!

Уверена, что всё запланированное сверху провести невозможно. Понимаю, что эта тема может вызвать раздражение вследствие «выгорания». Но раза 3 году можно посвятить рассказу о современниках и исторических фактах, демонстрирующих настоящую любовь к Родине и самоотверженность. Сейчас такие возможности: просто показать ролик и .. иногда и обсуждать не надо! Пусть всё дойдет до сердца! Конечно, дети могут понять с искажениями, для проверки и закрепления навыков построения собственного высказывания можно использовать этот материал на уроках, проводя параллели или для формулировки какой-нибудь мысли.

Но демонстрировать своё раздражение… Дети ведь, как бы ни спорили, во многом копируют учителя. И с особым воодушевлением поддерживают критическое отношение к традиционным нормам.

Скажете: заставляют. Не знаю, я иногда писала планы этих мероприятий, но, закрыв дверь, просто рассказывала человеческим языком человеческие истории. Будете смеяться, я в 8 классе 1 раз в месяц читала на классных часах главы из истории Ключевского. И это в Кишинёве! Хотя тоже был план и такие же направления. Может, мы, совки, всё-таки свободней были? Тоже интересный вопрос.

Знаете, всё чаще вспоминаю, что в 80-е годы было требование к уроку, которое очень раздражало: обязательное использование материалов современной жизни страны. Доходило до абсурда. В моей школе ( я тогда жила и работала в Кишинёве) пришёл директор на урок истории. Тема – средние века, Азия. Слушал он слушал.., а после урока говорит учительнице: что ты им чёрт знает что рассказываешь; ты бы рассказала, кто Индиру Ганди убил. Веселились мы от души. Он ещё тот был молдавский фрукт (царство ему небесное). Я придумывала предложения для разбора, которые отображали новые свершения, на уроках числительные не просто склоняли, а представляли количество чего-нибудь важного для страны. Не дай Бог, это введут как обязаловку сегодня, но теперь думаю, что мысль была здравая. Дети НИЧЕГО не знают о том, что происходит. Даже умники-умницы.

Я вам предложу то, что, на мой взгляд, сработает однозначно.

Это клип на песню Игоря Растеряева «Русская дорога», но именно этот https://www.youtube.com/watch?v=vArOUixOha4 Мне кажется, это полноценная замена сценарию со стихами о русской истории, о великом подвиге и самоотверженности, о преемственности поколений.

Так же молча дать послушать настоящий рэп о нашем времени и о зле https://m.vk.com/video17969704_159141501 . Они будут впечатлены на 100%. Почему не дать задание записать текст песни?

Необычный ролик https://zen.yandex.ru/video/watch/626e58765dd38b0b8fbd1a63 , который должен заставить задуматься и ужаснуться. Вполне возможна и дискуссия. Но только для старшеклассников, есть ненормативная лексика.И не надо бояться и быть ханжой. Вы, а вместе с вами и подростки, вступающие в жизнь, увидите реальную картину. И это обязательно повергнет в шок.

В конце концов покажите фото нацарапанных последних слов замученных, но не сдавшихся перед лицом смерти.

Я всегда ещё показывала цикл гравюр литовского (да-да, ещё одно подтверждение братства и единства) художника Красаускаса «Вечно живые». У меня была книга, а сейчас всё есть в интернете.

Автор - литовец. Думаю, для тех, кто считает, что мы колонизировали Прибалтику, это станет откровением. Да на этом материале можно так развернуться на уроках языка! Я уж не говорю о классном часе.
Автор - литовец. Думаю, для тех, кто считает, что мы колонизировали Прибалтику, это станет откровением. Да на этом материале можно так развернуться на уроках языка! Я уж не говорю о классном часе.

И последнее: как бы вам ни опостылел бюрократический и неразумный характер официального патриотического воспитания, детям взрослый человек просто обязан сказать о том, что погибшие, те, кто писал в застенках перед неминуемой гибелью «Не забывайте нас!», ни в чём не виноваты.

Да, я идеалистка, но не стыжусь этого. Зато уверена, что мои ученики из Кишинёва, с которыми мы по могиле на воинском кладбище нашли родственников навечно оставшегося 18-летним юноши и узнали потрясающую историю его борьбы и гибели, не стоЯт на дурацких митингах. Надеюсь, что они до сих пор кладут цветы на его могилу. Это отдельная история, желаю, чтобы и у молодых учителей появилась своя подобная, сплотившая вас с классом, заставившая детей увидеть живую историю.

И последнее. Не поверите, все предыдущие поколения тоже стонали от встреч со старыми ветеранами, от частых мероприятий. Какие случаи трагикомические бывали - не пересказать! Но найдите сегодня того взрослого, который не поставит вам этот подход к воспитанию в пример! Осознание со временем обязательно приходит, главное-чтобы были посеяны правильные семена.

Я права? Учителя другие? Время другое? Только, Христа ради, Путина не приплетайте!