Со мной произошла пренеприятная ситуация, которая сподвигла меня узнать у своих читателей, как они выбирают себе психологов, на что обращают внимание и что для них важно. Провела мини-исследование: за сутки получила почти три сотни сообщений и развернутых ответов на вопрос «На что вы обращаете внимание в поиске и выборе психолога?». Сейчас расскажу, что получилось. Здесь же будут рекомендации, которые могут помочь выбрать своего психолога, а также обезопасить себя.
Для начала я предложила читателям несколько вариантов для голосования и попросила дополнить своими вариантами, если необходимо. Сделала я это намеренно, потому что тот список критериев, которые перечислила я, был весьма ограничен, и мне хотелось чтобы они дополнили его тем, что лично для них важно.
Получилось вот что:
Самым важным критерием оказался, как и ожидалось, сам человек, личный отклик на него. Этот вариант собрал больше двух сотен голосов. Это логично и очень важно, поскольку рабочий инструмент психолога это он сам, он работает собой. Если вам по каким-то причинам не нравится этот инструмент, то логично что работа не пойдет.
На втором месте оказались отзывы о работе психолога. Это тоже логично — узнать, какой опыт был у других людей при взаимодействии с этим специалистом. Как перед покупкой холодильника, тоже важно почитать отзывы, а вдруг он шумит, а вдруг у него с проводкой проблемы и он перегорает у других покупателей через полгода? Только человек это не холодильник. Читая отзывы, важно это тоже учитывать.
На третьем месте оказался уровень комфорта при взаимодействии с психологом, как в процессе терапии, так и в процессе выбора. Как он общается, как себя ведёт, что транслирует у себя в соцсетях. Если при взаимодействии с человеком вы постоянно испытываете напряжение и дискомфорт, то здесь несколько вариантов: либо это не ваш специалист, либо это тема для работы в терапии, возможно, он что-то в вас «триггерит».
Четвертое место. Почти столько же голосов набрал критерий качества образования специалиста, либо его наличия. Безусловно, это важный пункт при выборе психолога. Отметим этот факт, и вернемся к нему чуть позже! Не переживайте, я не буду втирать о том, что психологом может быть кто угодно, достаточно пройти курсы за пару дней, и ты уже готов к работе. Ни в коем случае! Речь пойдет о другом.
Пятое место, набрав примерно одинаковое количество голосов, разделили метод или методы, в которых работает психолог, и «сарафанное радио». Действительно, методов много, если вы не знакомы с ними, то перед выбором специалиста стоит у него уточнить, в какой модальности он работает, почитать про нее и примерить на себя. Кому-то подойдет арт-терапия, а кто-то не увидит в этом смысла и результата, например. Рекомендации родных и друзей это тоже интересная тема. Думаю, понятно, почему они могут быть так важны, особенно людям с повышенной тревожностью.
На шестом месте оказался уровень схожести в убеждениях, ценностях и бэкграунд психолога. Тоже логично, сложно работать с тем, чьи ценности идут в разрез с твоими, и в век соцсетей, где вы можете в блоге психолога прочитать не только экспертный контент, но и что-то личное, риск такого несовпадения возрастает. Но! Есть правила этики, никакие взгляды и ценности психолога не должны участвовать в терапии, и тем более вступать в конфликт со взглядами и ценностями клиента. У меня был личный опыт долгосрочной работы со специалистом, чьи взгляды на некоторые фундаментальные вещи не совпадали с моими, об этом я узнала в середине терапии и решила «протестировать» этот момент: подняла тему, которую мне нужно было проработать, и которая точно по убеждениям психолога не должна была вписываться в его мировые устои. В ответ получила принятие, отсутствие осуждения, открытость и помощь с этим вопросом. Это называется ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Это очень важно, и об этом тоже расскажу далее.
Наименее важными оказались следующие критерии, которые я все объединю в седьмую позицию нашего чарта: пол, возраст, стоимость консультаций, темы с которыми работает специалист, количество подписчиков в соцсетях, публичность.
От себя еще хочу добавить один важный критерий, о котором практически никто не говорил: «настоящесть» вашего психолога. Психолог это не светоч, не самый мудрый мудрец, знающий ответы на все ваши вопросы, и поэтому он всегда над вами «возвышается». Никто не знает ответов на все вопросы, никто не умнее всех. При такой позиции психолог рискует, оказавшись в ситуации, где у него не хватает компетенции или нет ответа на ваш вопрос, продолжать изображать из себя светоч и ставить на вас эксперименты. Вместо того, чтобы честно сказать: «Я не знаю, в этой области мне не хватает экспертизы, я обращусь к старшим коллегам и постараюсь найти способ, которым ты сможешь получить помощь по этому вопросу». Психолог это В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ человек, живой, такой же, как вы, и может, даже с такими же проблемами как у вас! Он с вами всегда наравне. Вы идете с ним вместе, а не он, как полярная звезда, ведет вас за собой непонятно куда. Будьте внимательны к тому, не возвышается ли над вами (или над своей аудиторией, если у него есть блог) ваш специалист. Этого быть не должно. Вы команда, вы работаете вместе, наравне.
А теперь к тому, о чем я хотела поговорить. Только ДВА человека из порядка трех сотен, участвовавших в этом опросе, упомянули, что для них важно, чтобы психолог сам прошел личную терапию, ходил на супервизию, имел регулярную психологическую поддержку. И это, друзья мои, то, чего я боялась, ожидала, и то, о чем хотела вам донести. Потому что именно по этой причине лично я и большинство людей, имевших негативный опыт взаимодействия с психологами, оказались в неприятной, а иногда и очень опасной ситуации.
Если ваш психолог никак иначе не дает знать о том, что он был в терапии, находится в терапии, посещает супервизии, то ОБЯЗАТЕЛЬНО уточните эти вопросы перед тем, как записаться. И у него не должно быть никаких проблем с ответом на эти вопросы, это не секретная информация, это не говорит о том, что вы его проверяете «на вшивость», но он может так подумать, и поверьте, вы сразу это поймёте, и в таком случае продолжайте поиски специалиста.
Уровень того, насколько «оттерапевтирован» ваш психолог, ВАЖНЕЕ ДИПЛОМОВ. Человек с дипломом психолога и с нетронутыми бедами в башке — страшный человек. Да простят меня те из коллег, кто, возможно, себя сейчас в этом узнал. Честно говоря, я даже не представляю как можно работать с людьми, не пройдя перед этим минимум 100 часов личной терапии. Именно личной терапии, то, что студенты психфаков проходят в процессе обучения – недостаточно! Прям очень недостаточно. Объясню почему.
Специалист с нетронутыми проблемами не может сохранять профессиональную позицию. А это подвергает его клиентов и его самого угрозе. Еще раз обращу внимание на то, что наличие у вашего психолога каких-то личных проблем не делает его по умолчанию опасным для вас. Помните, что это тоже человек, и он тоже проживает свои процессы! Поэтому не переживайте, если ваш специалист у себя в сторис делится тем, что у него трудности, наоборот — это круто, он настоящий и не боится это показать. При условии, что он уже оттерапевтирован и продолжает работу над собой.
Психолог, не прошедший основательно личностную психотерапию, не работающий постоянно над собой, не имеющий регулярную поддержку личного терапевта, супервизоров, при работе с людьми в личной практике очень сильно рискует. Работать с людьми, мягко говоря, непросто, поэтому уже имеющаяся база (пройденная терапия) и постоянная поддержка необходимы. Тут без вариантов. Да, работают и без этого. Это не запрещено, но крайне нежелательно.
Далее расскажу личную историю, которая отображает обе позиции: и психолога и клиента психолога, которые случились одновременно и подтолкнули меня к тому, чтобы с вами поговорить на эту важную тему. То, что произошло, чуть не довело меня до скорой. Меня, уже прошедшей 200+ часов терапии и имеющей постоянную проф поддержку. Что бы произошло с менее защищённым и подготовленным человеком в кризисном состоянии? Можете представить.
Немного изнанки практикующего специалиста: психотерапия это человеческие отношения, они имеют динамику, в них бывает разное, и в том числе разногласия и конфликты. Конфликт — это не всегда плохо и негативно, важно это понимать. Конфликт — это наоборот хорошо, если все его участники имеют возможность и способность реагировать только на то, что происходит, а не реагировать из чего-то сугубо личного, не связанного напрямую с конфликтом, например, из обиды или травмы. Так вот, если психолог в случае возникновения разногласий будет реагировать из травмы, которую он не осознает, и не проработал в терапии (потому что ее не проходил), он нанесет вред клиенту, поскольку выпадет из той самой профессиональной позиции!
Такой конфликт возник и у меня в работе, это неотъемлемая часть процесса, я об этом знаю, такое уже было, я умею это проходить. Но при этом я еще и живой человек, который проживает свои процессы, и вот именно в то время, когда случился конфликт, процессы были довольно тяжелые. Назревала кульминация и обострение моего состояния, которые ведут к его разрешению, и это я тоже знаю, готова к этому. Конфликт поспособствовал обострению состояния, был той самой «последней каплей».
Далее следует вариант развития событий при условии уже пройденной терапии психологом, и при сохранении профессиональной позиции. Происходит конфликт при уже обостренном состоянии, то есть уже «в больное место» прилетел удар. Конечно, он летел не в больное место, и это был не удар, но в таком состоянии воспринимался именно так. Вот здесь уже оттерапевтированный психолог осознает, что с ним случилось, что он реагирует не на то, что происходит, а из своих личных процессов, рискует не отделить рабочий процессе от личного. Это уже не профессиональная позиция, а риск спроецировать на клиента свои «больные места», незамедлительно говорит «СТОП», ставит на паузу любые процессы, связанные с клиентом, и делает все возможное, чтобы вернуться в профессиональную позицию.
Так поступила и я: отследила, что вот-вот произойдёт проекция, что моя реакция не соответствует происходящему (конфликт рядовой и решается очень просто, а у меня начинается кризисное состояние, пелена на глазах, мысли ведут явно не в ту сторону). Экстренно обратилась за помощью по личному состоянию и параллельно на мини-супервизию с коллегами, чтобы они помогли направить меня в правильное русло, пока я в кризисном состоянии, поделились своей экспертизой, дали оценку моим доводам, оспорили их, если они некорректны, и оказали проф поддержку специалисту.
С обращением по кризисному состоянию все прошло отлично, я вышла из него, вернулась в стабильное состояние. А вот на супервизии случилось то, о чем я и хотела вас предостеречь. Клиент в уязвимом состоянии + группа психологов с дипломами и бедами в башке — это очень страшно. То, о чем я просила, я получила. Направили, поделились экспертизой, дали конструктивную критику, и проф поддержку, трое из откликнувшихся 10 коллег. Остальные с этой задачей не справились. Ответы я от всех получила идентичные, но только трое, смогли безоценочно, без провокаций, без давления на болевые точки, дать рекомендации и критику, и оказать поддержку.
Конечно, я была в кризисном состоянии, и задеть было очень легко, но в том-то и состоит профессиональная позиция, специалист умеет обращаться с человеком в кризисе, не делая ему хуже. Психолог, не отделивший личное от работы, рискует нанести вред клиенту. Сейчас, когда я уже в стабильном состоянии, вернулась в профессиональную позицию и снова могу реагировать на то, что происходит, перечитав весь текст той супервизии, четко вижу тех, кто сохранил профессиональную позицию, и тех, кто повел себя крайне некорректно. Критика в формате «а ты не знала, на что шла?» не имеет ничего общего с профессиональной этикой, особенно когда специалист знает, что перед ним человек в кризисном состоянии, которого уже буквально тошнит от слез. Хоть я и получила то, о чем просила, дипломы этих специалистов не предотвратили того, что они нанесли мне вред. К счастью, я подготовленный человек, приняла все необходимые меры, чтобы успокоить себя до момента получения профессиональной помощи по кризисному состоянию. Это далось очень нелегко, в какой-то момент я задумалась о том, чтобы вызвать скорую помощь, состояние было плачевное, выворачивало наизнанку. Но практики помогли успокоиться и уснуть. А теперь представьте что бы могло произойти с менее подготовленным человеком? Или совсем не подготовленным?
Отсюда и истории о том, что психолог был груб, обесценил, не прислушался, самоутвердился, не помог, а сделал хуже, дал какие-то «дикие» рекомендации. У меня самой таких историй полно, не весь опыт личной терапии было позитивным! В те времена, когда психология не была популярной, не было блогов клиентов психотерапии, блогов психологов, из которых можно было бы вот такие примеры узнать, приходилось идти вслепую. Сейчас, после того, как я прошла терапию, обучение, начала практиковать и узнала другую сторону, оглядываясь назад, я понимаю, что если бы те специалисты, которые навредили мне в прошлом, занимались бы своей башкой, все было бы иначе.
В итоге я получила поддержку по кризисному состоянию, благополучно вышла из него, получила возможность вернуться в профессиональную позицию, продолжить конфликт с клиентом в продуктивном ключе и разрешить его. В итоге получила от клиента самые главные слова в завершении: «Хочу выразить благодарность за твою адекватную реакцию на конфликт несмотря ни на что! Чувствовал себя безопасно в нашей дискуссии, хоть и эмоционально было тяжело, сердечное тебе спасибо». Клиент не пострадал, я пострадала немного в отдельном от клиента контексте, прожила свои процессы и могу двигаться дальше. Благодаря тому, что прошла терапию и продолжаю это делать по необходимости.
Если меня спросят, кого я выберу: матерого психолога со стажем 20+ лет, парой дипломов, который много лет назад раз на практике в универе чего-то там говорил о своих проблемах, но больше терапию не проходил, или свеженького выпускника психфака или проф курсов по психологии, с опытом от 1 года, который сам прошел личную терапию, ходит на супервизию и постоянно работает над собой? Однозначно второй вариант.
Спасибо всем, кто дочитал! Берегите себя.