Найти в Дзене
Мысли и замечания

[ЧД - наука] М. МАМАРДАШИВИЛИ "КАК Я ПОНИМАЮ ФИЛОСОФИЮ"

(Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М., 1992.) В беседе с О. Долженко М. рассуждает о невозможности преподавания философии в системе гос. образования и о том, как же все-таки философия возможна для постижения. Основные тезисы, мною выделяемые: 1) "Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания — это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия."
[Комм1: Данный тезис обобщает мысль М. о философии как таковой, сразу проясняя и ее дисциплинарную специфику, и ее сущностное проявление в жизни человека.
Комм1.2: Под дисциплинарной спецификой философии понимается невозможность схватывания и передачи ее в рамках классификаций, исторического анализа и т.д. - т.о. неподвластность
Оглавление

(Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М., 1992.)

В беседе с О. Долженко М. рассуждает о невозможности преподавания философии в системе гос. образования и о том, как же все-таки философия возможна для постижения.

Основные тезисы, мною выделяемые:

1) "Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания — это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия."
[Комм1: Данный тезис обобщает мысль М. о философии как таковой, сразу проясняя и ее дисциплинарную специфику, и ее сущностное проявление в жизни человека.
Комм1.2: Под дисциплинарной спецификой философии понимается невозможность схватывания и передачи ее в рамках классификаций, исторического анализа и т.д. - т.о. неподвластность ее научной и, соответственно, педагогической методологии.
Комм1.3. Под сущностным проявлением понимается следующее: "
философия — это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта" - развивая это утверждение, особое внимание уделяется категориям "становления" и "опыта". Первое ввиду возможности "жизни мысли" только в исполнении, движении, а значит "становлении". Второе - ввиду того, что "мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания" - в этом заключается опытность или экспериментальность. Более того, философия проявляется именно на фоне осознания переживания, то есть уже в ее начале заложен опыт. "Порождать такой вопрос может только собственный невыдуманный живой опыт."]

2) "...есть некая реальная философия как элемент устройства нашего сознания, и есть философия понятий и учений, предметом которой является экспликация реальной философии. Предметом философии является философия..."
[Комм2: В этом разделении проясняется специфика философии, о которой говорилось выше. Реальную философию схватить и передать невозможно, можно лишь попытаться к ней побудить. "Научная" философия учебников и лекций - это скорее безжизненный субстрат. Его можно разве на удобрение пустить, потому что "
философские понятия позволяют продолжать этот путь познания, поскольку дальше переживать без их помощи уже невозможно". В свою очередь "соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба".]

3) "...научиться читать философские тексты и что-то извлекать из них мы можем только в том случае, если будем относиться к ним на уровне совершаемых актов философствования... Если мы будем относиться к ним поверх и помимо их культурно-исторических смыслов, то нам и откроется заключенное в них содержание."
[Комм3: Достаточно спорное утверждение, потому что культурологическая связка позволяет лучше понимать причины и следствия тех или иных тенденций. С другой стороны, это и не философия сама по себе. Действительно, лишь прорвавшись через герменевтический слой разношерстных наслоений культуры и характера автора, можно достичь самого акта философствования и тем самым философствовать уже самостоятельно. "
Всякая философия должна строиться таким образом, чтобы она оставляла место для неизвестной философии."]

4) "...культура изначально является как бы бесцельным движением, результат которого никто не может предсказать. Это движение, которое лишь в движении само себя узнает и познает, к чему шло. Только тогда оно является информативным, если под информацией понимать, конечно, некий порядок, в отличие от хаоса. Тогда есть рост культуры."