Урок: русский язык
Тема: Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».
Цель: создание условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч
Задачи:
- формировать умение писать строчную и заглавную буквы Ч, ч, списывать с печатного и письменного текста;
- развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля; упражняться в написании изученных букв, слогов и слов;
- создать условия благоприятного психологического климата.
Ход урока.
Организационный момент.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Мы – умные,
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!
- Что значит учиться? (понять, что я не знаю и самому открыть способ решения)
- Сегодня на уроке вы снова будете открывать новые знания, узнаете много нового и интересного.
- Пожелаем друг другу успехов.
Актуализация знаний.
Мы с вами изучили уже много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания.
- Игра «Полубуковка».
- Чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.
А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р, с, т, у, ы, я.
- Скажите, на какие группы делятся все звуки?
- Как мы характеризуем гласные звуки?
- Как мы характеризуем согласные звуки?
- Для чего мы учимся читать и писать?
- Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет…»
- Беседа по содержанию. (Как помочь Тане? Что бы вы ей сказали?)
- Что Таня так боялась потерять? (МЯЧ)
(Выделение звука [ч,] из слова МЯЧ)
- Давайте произнесём слово “мяч”.
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой первый звук?
- Дайте ему характеристику.
- Какой звук второй?
- Что мы о нём знаем?
- Какой звук последний?
- Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
- Нам нужно дать характеристику звуку [ч']. (Произносим отрывисто, значит он согласный, всегда мягкий, непарный глухой.)
Постановка проблемы.
- Кто из вас сможет написать слова бабочка, часы, …?
- Почему вы не сможете написать эти слова? (мы не умеем писать букву ч)
Формулирование темы урока
Загадка: Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Чему вы должны научиться на уроке? (научиться писать заглавную и строчную буквы Ч.ч, сочетания с буквами)
Освоение нового материала
а) Пальчиковая гимнастика
- Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Это пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
Ну, а вместе – кулачок.
б) Повторение изученных элементов.
- Откройте прописи.
- Скажите, о чём будете помнить во время письма.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
в) Анализ печатной и письменной буквы ч.
Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.
(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу)
г) Написание строчной буквы ч.
Пропишите строчку.
Гимнастика для глаз
д) Написание заглавной буквы Ч.
На какую букву похожа заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)
А чем отличается? (Вторым элементом)
Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?
(Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).
Заглавную букву Ч начинаем писать с середины вспомогательной строки. Ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки
- Письмо заглавной буквы Ч.
-Написание слов час. мячик. ручей, почта, чайка, чулок
Физкультминутка.
Тик да тик часы стучат.
Целый день вперёд спешат.
У часов тяжёлый труд
Всё они идут, идут.
Обучение навыкам безошибочного списывания с печатного текста.
- Прочитайте предложение:
Я учу уроки.
- Докажите, что это не группа слов, а предложение.
- А теперь красиво и грамотно спишите предложения в свою тетрадь.
(Ученики пишут, диктуют себе слова по слогам, проверяют текст).
Итог урока.
- С какой буквой мы познакомились сегодня?
- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– А какое задание заставило задуматься?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что бы вы хотели исправить? Что для этого нужно сделать?
- Вернёмся к целям урока.
- Каких целей достигли? Каких нет?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли.
- Каким словом вы бы назвали наш урок: чудесный, чрезвычайно интересный, очень трудный, чересчур сложный?