Урок: мир природы и человека
Тема: влияние сезонных изменений в жизни растений
Цель: систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков.
Задачи:
- расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Светит солнышко в окошко,
Вы подставьте ему ладошки.
Тепло солнца ощутите,
Ладошки к сердцу вы прижмите.
С улыбкой повернитесь друг другу,
Тепло солнца подарите всем нам!!
Наблюдение за погодой.
- А сейчас, ребята, мы попробуем охарактеризовать погоду сегодняшнего дня.
- Скажите, а какое сейчас время года?
- А какой месяц?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?
- Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?
- А были ли сегодня осадки?
- Сегодня днем обещают температуру __ градусов. А это тепло или холодно?
Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм».
- Что такое окружающий мир?
- Какая бывает природа?
- Что мы относим к живой природе, не живой природе?
- Одинакова ли природа круглый год?
Подведение к теме урока.
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно. Загадка.
«У папочки – годочка
Четыре славные дочки
Первая седая
Вторая молодая
Третья с цветами
Четвертая с дождями».
(Времена года)
- Какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, познакомимся с отличительными признаками каждого времени года и повторим все, что знаем.
Усвоение новых знаний.
В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием Лесовичок предлагает нам размяться.
Физкультминутка.
Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим,
Поднимаем выше ноги
И не нужно нам дороги.
Птицы учатся летать, плавно крыльями махать,
Полетели, полетели,
Опустились, посидели!
Можем отправляться в путь…
Вот мы заходим в лес… И вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…
- К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)
- По каким приметам вы узнали это время года?
- Назовите осенние месяцы.
- Какие осадки бывают осенью?
- Что происходит с растениями?
-Как осень влияет на деревья и кустарники?
- А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
- Что делают люди?
- А животные чем занимаются? Итак, какая же осень? Осень – грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.
Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…
Звучит мелодия Чайковского «Зима». На фоне музыки говорю…
Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.
- Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)
- По каким приметам вы узнали это время года?
- Назовите зимние месяцы.
- Какие изменения происходят в неживой природе?
- Что происходит с растениями, деревьями?
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
- Что делают люди?
- А животные?
Зима – спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.
Продолжаем наше путешествие… Звучит мелодия Чайковского «Весна». На фоне музыки говорю…
Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.
Голубые синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки. Первая трава.
И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)
- Что вы представили, слушая эту мелодию?
- Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?
- Как она изменяется?
- Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.
- Какие осадки выпадают весной?
- А температура как меняется?
Значит, природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.
Весна – радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Ну что ж, а нам пора дальше… Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.
- В какое время года мы попали? (Лето)
- Какие выпадают осадки?
- Какие природные явления можем наблюдать летом?
- А ветер какой?
- Как изменяется температура воздуха летом?
- Назовите летние месяцы.
- Назовите предметы, относящиеся к живой природе.
- Деревья. Растения. Что с ними происходит?
- Чем занимаются люди?
Лето – дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
За временами года наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Вот и подошло наше путешествие к концу!
- В каких временах года мы побывали?
- Какой главный признак в каждом времени года? (температура). Показать термометр.
- А еще какой? (осадки – снег и дождь)
Закрепление.
Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.
«Ну вот, наконец, и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура – минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история».
Игра «Угадай»
О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.
Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.
Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.
Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.
Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.
Итог.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое время года у вас самое любимое и почему?
- Я вам раздам листочки, вы их раскрасите всеми красками лета и дома приклеите свой рисунок в тетрадь.