Найти тему

Конспект урока мир природы. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Влияние сезонных изменений в жизни растений"

Урок: мир природы и человека

Тема: влияние сезонных изменений в жизни растений

Цель: систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков.

Задачи:

- расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Светит солнышко в окошко,

Вы подставьте ему ладошки.

Тепло солнца ощутите,

Ладошки к сердцу вы прижмите.

С улыбкой повернитесь друг другу,

Тепло солнца подарите всем нам!!

Наблюдение за погодой.

- А сейчас, ребята, мы попробуем охарактеризовать погоду сегодняшнего дня.

- Скажите, а какое сейчас время года?

- А какой месяц?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

- Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

- А были ли сегодня осадки?

- Сегодня днем обещают температуру __ градусов. А это тепло или холодно?

Актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм».

- Что такое окружающий мир?

- Какая бывает природа?

- Что мы относим к живой природе, не живой природе?

- Одинакова ли природа круглый год?

Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно. Загадка.

«У папочки – годочка

Четыре славные дочки

Первая седая

Вторая молодая

Третья с цветами

Четвертая с дождями».

(Времена года)

- Какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)

Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, познакомимся с отличительными признаками каждого времени года и повторим все, что знаем.

Усвоение новых знаний.

В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием Лесовичок предлагает нам размяться.

Физкультминутка.

Мы готовы для похода,

Но от парты не отходим,

Поднимаем выше ноги

И не нужно нам дороги.

Птицы учатся летать, плавно крыльями махать,

Полетели, полетели,

Опустились, посидели!

Можем отправляться в путь…

Вот мы заходим в лес… И вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…

- К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)

- По каким приметам вы узнали это время года?

- Назовите осенние месяцы.

- Какие осадки бывают осенью?

- Что происходит с растениями?

-Как осень влияет на деревья и кустарники?

- А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?

- Что делают люди?

- А животные чем занимаются? Итак, какая же осень? Осень – грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.

Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…

Звучит мелодия Чайковского «Зима». На фоне музыки говорю…

Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.

- Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)

- По каким приметам вы узнали это время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Какие изменения происходят в неживой природе?

- Что происходит с растениями, деревьями?

- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?

- Что делают люди?

- А животные?

Зима – спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.

Продолжаем наше путешествие… Звучит мелодия Чайковского «Весна». На фоне музыки говорю…

Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.

Голубые синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки. Первая трава.

И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)

- Что вы представили, слушая эту мелодию?

- Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?

- Как она изменяется?

- Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.

- Какие осадки выпадают весной?

- А температура как меняется?

Значит, природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.

Весна – радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.

Ну что ж, а нам пора дальше… Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.

- В какое время года мы попали? (Лето)

- Какие выпадают осадки?

- Какие природные явления можем наблюдать летом?

- А ветер какой?

- Как изменяется температура воздуха летом?

- Назовите летние месяцы.

- Назовите предметы, относящиеся к живой природе.

- Деревья. Растения. Что с ними происходит?

- Чем занимаются люди?

Лето – дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.

Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За временами года наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Вот и подошло наше путешествие к концу!

- В каких временах года мы побывали?

- Какой главный признак в каждом времени года? (температура). Показать термометр.

- А еще какой? (осадки – снег и дождь)

Закрепление.

Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.

«Ну вот, наконец, и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура – минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история».

Игра «Угадай»

О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.

Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.

Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.

Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.

Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.

Итог.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое время года у вас самое любимое и почему?

- Я вам раздам листочки, вы их раскрасите всеми красками лета и дома приклеите свой рисунок в тетрадь.

-2