Урок: мир природы и человека
Тема: Кожа – орган осязания
Цель: формирование представления о том, что человек познаёт окружающий мир с помощью органа осязания – кожи
Задачи:
- дать обучающимся элементарные представления о значении кожи; развивать умения отвечать полными предложениями;
- корригировать и развивать память, мышление через временные представления и знакомства частью лица; расширить словарный запас;
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, наблюдательность.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Определение темы и цели урока через игру «Чудесная корзина»
Игра «Узнай, что в корзине» (2 человека надевают варежки и определяют на ощупь, что лежит в корзине: мягкая игрушка, пластмассовый кубик, металлическая тарелочка, резиновый мяч, камень, деревянная палочка).
- Что вы чувствуете? Можете узнать предмет? (дети описывают форму предмета)
Ученики снимают варежку и повторно определяют предметы
- При помощи чего вы смогли узнать предмет? (рук) Но ведь сначала вы тоже пользовались рукой, правда в рукавице, и не смогли отгадать предмет. Значит, при помощи чего вы угадали? – Кожи.
Тема нашего урока – кожа.
Проведём опыты: а) слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)
б) я положила на руку металлический предмет. Что вы почувствовали? (холод)
Кожа – самый крупный орган чувств. У взрослого человека её площадь составляет около 2 кв.м, а вес – 2-3 кг. На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания. У кожи есть несколько названий, которые отражают её значение в жизни человека.
Исследование кожи. Работа в паре.
- Рассмотрите с помощью лупы кожу у себя на руке, потом у соседа.
- Что вы увидели? (волосы, дырочки)
- Как вы думаете, зачем на коже волос и дырочки? (ответы детей)
У кожи есть несколько названий, отражающих её значение в жизни человека. Кожа – «защитница»: покров тела спасает организм от проникновения вредных веществ и ультрафиолетовых лучей. Кожу называют ещё «телогрейкой» и «одеялом», «очистителем», и «вторым лёгким». Именно благодаря маленьким дырочкам на коже, наше тело дышит; из этих дырочек выделяется пот, который охлаждает наше тело в жаркую погоду, а волосы предохраняют кожу от повреждений.
Практическая работа: на парте у каждого нарисованный макет руки: изобразите на руке то, что вы увидели на своей руке через лупу (карандаши, фломастеры).
Физминутка
Работа по учебнику.
Проговаривание правил гигиены кожи.
- Ребята, представьте себе, что наш организм не был бы покрыт кожей. Что бы произошло, если бы у человека не было кожи?
-Как вы считаете, надо ли ухаживать за кожей? Зачем? А как надо это делать?(мыть руки, ноги, умываться, мыть всё тело)
Систематизация знаний.
-Какой можно сделать вывод из того, что мы сегодня узнали? (Кожа – орган осязания, при помощи которого человек познаёт окружающий мир)
Закрепление.
Сейчас мы поиграем в игру:«Да – нет» по всей теме «Органы чувств». Я говорю вам утверждение, а вы говорите «Да», если утверждение верное и «Нет», если утверждение неверное.
1) Нос – орган обоняния
2) Язык – орган слуха
3) Уши – орган слуха
4) Глаза – орган зрения
5) Человек с помощью ушей различает голос и звук
6) Вредные привычки помогают человеку
Итог.
-Ребята, вспомните весь наш урок и ответьте на мои вопросы:
-что на вас произвело наибольшее впечатление?
-пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей вашей жизни?
-что нового вы узнали на уроке?
-подумайте, что вам надо изменить, чтобы работать лучше?