Совсем недавно я делал #обзор футуристических автомобилей из фантастического фильма "Смертельная гонка 2000". И лишь вскользь упомянул о человеке создавшем машину-льва, машину-ракету, машину-крокодила и машину быка. Однако Дик Дин создавший эти и множество других проектов заслуживает отдельного упоминания и рассказа о себе.
Родившемуся в 1933 году Ричарду Дину Савицкасу несомненно повезло. Его отец, бывший дилером марки Nash в городе Виандотте, что неподалеку от Детройта, вовсе не препятствовал тому, что в свободное от учебы время, а Ричард учился в школе Теодора Рузвельта, мальчик крутился у механиков. Правда собственного кузовного цеха у отца Ричарда, Вика не было. Все основные работы по замене и восстановлению кузовных панелей делал для него работавший на подряде Бил Хайнс. Как потом напишет Ричард именно он научил его работать с металлом.
В 16 лет парнишка за 25 долларов, покупает свой первый автомобиль. И отец выделяет ему место в гараже, что бы тот мог поработать с машиной. Через два года он доделал свой Hupmobile. увы фотографий этой машины мне найти не удалось. Зато я нашел его первый хот-род, который он сделал так же самостоятельно, на базе Ford. Интересно, что в качестве руководства по сборке ему послужил журнал Hot Rod Magazine.
После окончания школы он поступит в Ford Trade School. Это заведение было детищем Генри Форда. Там обучали мальчиков-подростков различным ремесленным и промышленным работам, включая механическую обработку, металлургию, черчение и проектирование двигателей. Студенты работали не только в классах, но и на заводах компании.
Увы, проучился он там не очень долго. Генри Форд I интерес к заведению потерял и школу закрыли. Тогда Ричард уезжает в Калифорнию и поступает в Art Center College of Design. Где его высоко оценил его преподаватель Строттер Макмин. Этот человек в свое время создал Opel Kapitan. А его учениками позднее станут Джей Мэйс(Audi 80 B3, Audi 100 C4, VW Golf 3, VW Polo, VW New Beetle, BMW 5 E 34, BMW 8, Ford F-150, GT, Fiesta, Mustang, Focus), Крис Бэнгл(о его работах в Opel, Fiat, BMW можно рассказывать часами) и Уэйн К.Черри (бывший вице президент GM по дизайну). Но вернемся к Ричарду Савицкас. Который не только получил степень бакалавра в промышленном дизайне, но еще и стал профессиональным пилотом. Потом он отправится в армию, а после устроился на сталелитейный завод, регистратором.
Конечно, как в свое время сказал Соихиро Хонда: "диплом инженера, это не билет в кино. Он не гарантирует место в зале". Вот и Ричарда с его будущим компаньоном Джорджем Харрисом свела судьба. Эти двое в буквальном смысле нашли друг друга. Они выставляли на выставке Detroit Autorama свои машины. К большому сожалению найти привезенную Ричардом модель построенную на базе Ford под именем "Апельсиновая корка", мне не удалось. А вот автомобиль Харриса "Ацтек" выглядел вот так.
Джордж оценил работу Ричарда и сказал, что если тот доберется до Калифорнии, то он даст ему работу. И слово свое он сдержал. Савицкас перебрался в солнечный штат и они стали работать сообща.
На этой выставке случилось еще кое что. Представляя автомобиль Ричарда ведущий не смог произнести его фамилию и попросил сократить имя для удобства. Именно после Авторамы все стали звать Ричарда - Дик Дин.
Дик Дин и Джордж Харрис создали много замечательных и интересных проектов. Вот к примеру первая их работа Ala Kart. Это проект был создан на базе Ford A Pickup 1927 года. Правда от оригинала там мало, что осталось.
А вот автомобиль о котором я делал большую обзорную статью Golden Sahara. Вот ссылка на статью. А это статья про концепт представленный в 2019 году.
А чего стоит "Марсианский" #летающий прототип ХРАК-400. Он действительно был даже не автомобилем, а судном на воздушной подушке.
А вот машина получившая награду "Самый красивый родстер Америки". Это Twister T построенный на базе Ford T 1927 года.
Помимо совместных проектов Дик Дин придумывал машины самостоятельно. Вот #автомобиль рекордсмен Goldenrod.
А когда Харрис полакомил Дика с вице-президентом компании по производству игрушек Mattel Джеком Райаном, то он оказался полезен и тут. Вот его знаменитые лошадки "Blaze the Wonder Horse".
А вот его трехколесный велосипед с управляемой задней осью V-Room!
Дик Дин через некоторое время возвращается к Джорджу Харрису и даже возглавляет подразделение Harris Customs. Именно тогда увидел свет фантастический Surf Woody.
Ну а поскольку Харрис активно сотрудничает с телевизионными и кинопрокатами, то Дик Дин активно включается в работу. Вот, к примеру хот-род DRAG-U-LA. Созданный для телешоу The Munsters. История этого автомобиля очень интересна. Но о ней после.
А это грузовик сделанный партнерами для одного из самых известных сериалов The Beverly Hillbillies.
А это "Черная красавица" из сериала "Зеленый шершень".
А этот шоу кар он специально сделал для еще одного сериала The Monkees. Его назвали Monkeemobile.
Когда в Америке начнет набирать популярность культура #багги, то Дик Дин оказывается своим и тут. Если все строили просто открытые машины с использованием узлов и агрегатов #VW Kafer. То Дик Дин снабдил его оригинальным кузовом и дверями типа крыло чайки. Машина получила название VW Shalako.
Единственный его проект автомобиля который стал более или менее серийным это Bricklin SV-1. Машина имела оригинальный кузов, и двери типа крыло чайки.
Дин построил самый длинный в мире #лимузин American Dream, в задней части располагалась вертолетная площадка.
ПОмимо кастомизированных машин он продолжит стоить автомобили для кино. Все перечислить трудно. Проработав 50 лет Дик Дин создал более 1000 проектов. Причем большая часть машин находится либо у коллекционеров, либо в музеях.
О том каким был этот человек можно судить не только по его работам, но и по отношению к людям. Вот один из эпизодов. В начале 80-х к нему в офис зашел молодой паренек, которые работал обычным механиком в сервисе VW. Он хотел узнать во сколько ему обойдется восстановление купленного по случаю Mercury 51 года выпуска. Когда Дин озвучил цену, то Руди Родригес, именно так звали юношу, сказал, что у него нет таких денег. Тогда Дик Дин сказал ему: ты можешь заходить хоть каждый день и спрашивать, что и как тебе делать. Когда же Руди вернулся к Дину и показал свою работу, то тот сказал лишь одно: "я знал, что я тебе не нужен!" Сегодня у Родригеса своя компания по производству хот-родов и восстановлению раритетных автомобилей. Вот такая вот история.