Урок: мир природы и человека
Тема: Уши. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха
Цель: формирование элементарных представлений о строении, работе и значении органов слуха для человека
Задачи:
- дать детям элементарное представление о значении органов слуха для восприятия окружающего мира, учить видеть и слышать звуки природы, друг друга;
- развивать навыки и умения бережно относиться к слуху окружающих людей, учитывать их интересы и пожелания;
- прививать желание бережно относиться к своему здоровью;
- воспитывать соблюдение правил личной гигиены, интерес к предмету, дисциплинированность, активность, самостоятельность.
Ход урока.
Организационный момент.
Руки? – ВМЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
Здравствуйте, ребята, сегодня вы попали на детскую передачу, которая называется «О самом главном» и я её ведущая.
Актуализация знаний.
- О чем мы сегодня будем говорить в нашей передаче, вы узнаете, отгадав загадку.
Помочь отгадать загадку помогут рисунки (человек, животное, птица, камень). Один рисунок лишний (камень – он неживой).
Один рисунок является отгадкой загадки (На земле он всех умней, потому и всех сильней). Да – это человек.
- К какой природе относится человек? (к живой)
- Докажите это (человек дышит. растет, питается, размножается, умирает).
Сообщение темы и целей урока.
Человек познает окружающий мир.
- Что ему для этого нужно?
- При помощи чего человек познает мир? Для того, чтобы узнать это, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери лицо».
Посмотрите на человека. Из каких частей он состоит (голова, туловище, ноги, руки)
Дети собирают лицо человека, объясняют, зачем ему нужны глаза, нос, рот.
(Прослушивание музыкальной композиции «Голоса природы»)
-Что вы слышали сейчас? (ответы детей).
-Чем вы слушали голоса природы? (ушами).
-Окружающий мир полон разных звуков. Что еще можно слышать ушами? (голоса животных, человеческую речь, музыку, шумы, шорохи). Дети рисуют уши.
Вывод: Уши – орган слуха. О них мы сегодня и будем говорить.
1 рубрика. «Цитата дня».
Ухо – это орган слуха, есть у каждого два уха.
На то два уха, чтоб больше слушать.
Физкультминутка: «Ушки»
Взяли ушки мы за мочки,
Вниз потянем их.
А теперь потрем немножко
Раз, два, три.
Взяли ушки за макушки, Вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали
Хорошенько все размяли.
Ушки слышать все хотят
Про ребят и про зверят.
Наклон головы вправо – сильный вдох.
Наклон головы влево – произвольный выдох (5 раз)
2 рубрика. Игры
Игра «Что услышали?»
Дети закрывают уши, учитель произносит звуки животных, дети отгадывают кто это.
Игра «Глухой телефон».
Учитель передает на ухо первому участнику слово, а дети должны передать его следующему участнику игры; последний ребенок передает то, что услышал, учителю.
3 рубрика. «История болезни».
Бывает иногда так, что уши начинают нас беспокоить, болят.
- Нам известно, что есть такие люди, которые лечат людей. Кто эти люди? (врачи).
- Как называется врач, который лечит уши? (ЛОР).
- Лор врач лечит не только уши, но и горло, и нос.
Собирался как-то к ЛОРу наш знакомый пес Барбос.
После чистил ватой уши, горло содой полоскал,
И при этом всем, кто слушал, он советы раздавал:
Не волнуйтесь и не бойтесь, дети, ЛОРа посещать.
Если рот открыть попросит, надо шире открывать.
Ушки ЛОР проверить может, хорошо ли слышат?
Носик ЛОР посмотрит тоже – хорошо ли дышит?
Инструментов у врача очень много разных.
Вы не бойтесь их, друзья, - это безопасно.
И не больно. Ими ЛОР смотрит осторожно.
Очень помогает он там, где это можно!
Каждый человек должен заботиться об ушах, т.к. это – орган слуха.
- Попробуйте закрыть уши ладонями, вы слышали, что я сказала? Наступила тишина.
- Если мы потеряем слух, мы не сможем наслаждаться пением птиц, слушать музыку, разговаривать друг с другом.
Поэтому существуют правила ухода за ушами:
1. Нельзя ковырять в ушах ручкой или другим острым или твердым предметом;
2. Каждый день мыть уши водой и вытирать полотенцем;
3. В сильный мороз или прохладный день надо надевать теплый головной убор;
4. Нельзя слушать громкую музыку;
5. Говорить нужно спокойно, а не кричать;
6. Если в ухо попадает какой-нибудь предмет, залетит насекомое или возникнет боль, необходимо показаться врачу.
4 рубрика. «Кто как слушал».
- Что нужно делать, чтобы ушки всегда были здоровыми и не болели? (мыть, чистить ваткой, беречь от воды, ветра, мороза, одевать шапку).
- А кто любит слушать громкую музыку? Как вы думаете, хорошо ли влияет на слух громкая музыка. (Очень вредно на слух действуют и громкие звуки)
5 рубрика. Как нужно поступить?
Самостоятельная работа на карточках, на которых нарисованы картинки: дети громко кричат, слушают громкую музыку, гуляют в холодную погоду, посещают врача, если заболело ухо, острым предметом ковыряют в ухе, моют уши каждый день, растирают уши. Дети отмечают, кто прав, а кто нет.
Физкультминутка: Игра «Хвастунишка».
Участники стоят по кругу, показывая на свои ушки, каждый говорит: “Мои ушки маленькие, я их люблю, они помогают мне…” (что делать?) – слушать музыку, слушать пение птиц, слушать журчание воды, гудок паровоза и т.д.»
Уши тоже надо беречь:
От слишком громких звуков устаешь:
они мешают думать, мешают другим людям
Выполняй ряд правил:
* не ковыряй в ушах;
* защищай уши от сильного ветра;
* не слушай громкую музыку;
* очень сильно не сморкайся;
* не допускай попадания в уши воды.