Урок: мир природы и человека
Тема: Глаза. Бережное отношение к глазам.
Цель:формирование представлений о глазах – органе зрения, их значении для человека
Задачи:
- познакомить со строением глаза и их назначением (брови, веки, ресницы); изучить правила бережного отношения к глазам, заботы о зрении;
- развивать наблюдательность и познавательный интерес, способность видеть и понимать окружающий мир через ответы на вопросы, разгадывание загадок, сравнение предметов;
- приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать бережное отношения к своему здоровью через знакомство с органами чувств, выполнение специальных здоровьесберегающих упражнений.
Ход урока.
Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться, не мешай трудиться
Актуализация знаний.
- Ребята, что нас окружает? (природа)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Что относится к неживой природе?
- Что относится к живой природе?
Вывод: Человек – часть живой природы.
- На прошлом уроке вы познакомились со строением человеческого лица.
Давайте вспомним основные части лица.
Дети отгадывают загадки и рисуют части лица.
1. Вот гора, а у горы
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
2. На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы...(Рот)
4. Маму с папой слушать
Помогают… (Уши)
Вывод: Основные части лица человека: глаза, нос, рот, уши
Дети хором за учителем повторяют вывод.
1-2 ученика выходят к доске и показывают и называют части лица. «Это глаза, это нос, это рот, это уши»
Динамическая пауза.
- Ребята, сели правильно, выпрямили спинки. Не поворачивая головы, посмотрите направо (в сторону двери), налево (в сторону окна), вверх, вниз.
- Выполняем дыхательное упражнение «Пузырики» (Дети делают глубокий вдох через нос, надувают «щёчки – пузырики» и медленно выдыхают воздух через чуть приоткрытый рот. Повторяют 2-3 раза)
Постановка цели.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза)
Тема нашего урока «Глаза – органы чувств человека».
Сегодня вы познакомитесь со строением глаза, узнаете правила, которые нужно соблюдать, чтобы глаза хорошо видели и научитесь делать гимнастику для глаз.
Усвоение новых знаний.
Глаза – орган зрения.
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различать цвет предмета, его размер, форму, узнать, далеко он или близко, движется или неподвижен.
Вывод к 4-5 слайдам: Это предметы личной гигиены. Не забывайте мыть руки, чистить зубы. Чистота – залог здоровья. (Дети рассматривают слайды, различают и называют цвет предметов, форму предметов. Слайды 4-5)
Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи.
Сегодня вы узнаете, какие правила нужно соблюдать при чтении и просмотре телевизора. Слайд 6. Называют и сравнивают предметы.
Благодаря зрению мы любуемся красотой природы. Какое время года на картинке? Чем занимаются дети?
Вывод к слайду 7: В любую погоду, зимой и летом полезно гулять на свежем воздухе, играть, заниматься спортом.
Физкультминутка.
Глаза – словно окно в мир.
Мы видим окружающие нас предметы, различаем тёмную ночь и светлый день. Мы можем увидеть и обойти лужи, ямы, камни.
Можно ли закрыть глаза и перейти дорогу? Это трудно и очень опасно. Глаза могут предупредить нас об опасности.
(Слайд 8. Рассматривают дорожные знаки, повторяют ПДД)
Познакомимся со строением глаза.
Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света, проходя через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
(Рассматривают строение глаза, различают радужную оболочку и зрачок. Слайд 9)
Гимнастика для глаз.
Сейчас, немного отдохнем.
Выполняем гимнастику для глаз «Следим за птицей»
Дети выполняют движения для глаз (Следят за движением птицы) Слайд 10
направо - налево — направо - налево
вверх – вниз — вверх - вниз
из угла в угол вверх по диагонали
из угла в угол вниз по диагонали
мигают несколько раз
Закрепление.
Прочитать стихотворение «Для чего нужны глаза?» А. Боске (стр.58-59)
- Посмотрите, какого цвета глаза у ваших одноклассников.
Яркий свет— зрачок сужается, слабый — расширяется.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза?
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.
- А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли)
- Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Глаза надо беречь!
Я познакомлю вас с правилами бережного отношения к зрению:
· Умываться по утрам.
· Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день.
· Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
· Не читать лежа.
· Не читать в транспорте.
· При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
· Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30—35 см.
· Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
Делать гимнастику для глаз.
Слайды 11-12-13 Дети знакомятся с правилами, которые нужно соблюдать для того, чтобы сохранить хорошее зрение.
Гимнастика для глаз.
- Если глаза устали, выполните такие упражнения:
· Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
· Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторите 10 раз.
· Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
· Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Поглаживайте в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.
Итог урока.
- Закончить наш урок мне хочется словами:
Будьте здоровы!
Как часто мы слышим эти слова и также часто их произносим.
Почему люди при встрече и при расставании говорят о здоровье? Да потому, что здоровье человека – это самое главное. От состояния здоровья зависит, как человек будет работать, учиться и, какое будет у него настроение.
Каждый человек – хозяин своему здоровью.
Не забывайте «Глаза – главные помощники человека»
Дети повторяют слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!