Найти тему

Как построить образовательную стратегию ребёнка? Классный совет

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Я часто пишу и говорю о том, что несколько лет назад появилось такое понятие, как образовательная стратегия ребёнка или стратегия развития ребёнка. Это когда родитель не отдаёт сына или дочь в первую попавшую школу во дворе. Это когда папа кружки выбирает не потому, что это дань моде (например, скорочтение и ментальная арифметика — это лишь маркетинговый ход, ни одним исследованием, авторитетным педагогом или когнитивным психологом не признана польза в развитии читательской или математической грамотностей). Это когда мама не нервничает, что все куда-то побежали (например, все мамы отдали детей на английский в три года, и вы отдаёте под давлением общественности). Это когда семья осознанно выстраивает стратегию развития ребёнка под тот профиль, который данной семье видится как наиболее желаемый.

Модель выпускника, интересного будущим топовым работодателям мира, уже разработана, ей пользуются ведущие образовательные системы и корпорации. Я об этом писала в некоторых статьях. Например, тут. (Важно! Это не модель исполнителя в противовес с моделью будущего предпринимателя. У современных лидеров рынка в модели компетенций давно есть все характеристики предпринимательства - умение рисковать, ставить цели, нести ответственность за процесс и результат и т.д. Образовательные модели ориентируются на компетенции, прописанные у топовых компаний не потому что это глобальная договоренность готовить "хороших исполнителей", а ровно потому что в этих компетенциях максимально сбалансировано учтено все, другими словами, максимально описан выпускник с путевкой в жизнь).

Кратко повторюсь. Современный взгляд на требования рынка труда предполагает, что молодой человек или девушка к моменту выхода из школы (чтобы быть конкурентоспособным в мире) имеет сбалансированное развитие по следующим направлениям:

Грамотности:

Обратите внимание, грамотность не равно только знания, как считает большинство традиционных школ в России. Нет, это знания + умение применить + понимание контекста, реальной жизни, где это знание и умение применимо. Например, математическая грамотность в области процентов равна: знать, что такое проценты и как решать примеры с процентами + уметь решать примеры с процентами + суметь высыпать 20% земли из мешка или прочитать аналитические графики, изображённые в виде пирогов, или рассчитать БЖУ своего дневного рациона и т. д.

- Математическая

- Читательская и писательская

- Иностранные языки

- Медиа и информационные технологии

- Естественно-научная

- Гуманитарная

- Творчество

- Спорт

Навыки:

- Критическое мышление

- Креативное мышление

- Коммуникация

- Кооперация

- Самоорганизация и самостоятельность

- Умение учиться

Социальный и эмоциональный интеллект

- Внутриличностный

- Межличностный

- Управление стрессом

- Общее настроение (так называемый учёными уровень хронического счастья)

Личностные качества

- Любознательность

- Инициативность и ответственность

- Самомотивация и упорство

- Адаптивность

- Мышление роста

- Небезразличие

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Как вывели именно эти грамотности, навыки, качества, я тоже периодически рассказываю. Про это есть много метаанализов как мировых, так и, например, российских, в основном Высшей школы экономики. Что заложено в каждом из перечисленных направлений развития ребёнка, как именно каждое развивать, об этом тоже уже есть тонны публикаций и исследований, не буду в этой статье грузить ссылками. Лучшие школы в России всеми этими наработками прекрасно пользуются. Конечно, найти одну школу, которая будет закрывать всё, очень сложно. Родители, которые знают о том, что такое стратегия развития ребёнка, знают о перечисленных четырёх направлениях, стараются либо развивать все сбалансировано в конфигурации школа + кружки + онлайн-обучение + умный досуг + лагеря + семья. Другими словами, прицельно ищут, где добрать то, что в школе провисает. Или делают ставку на чём-то, осознанно отказываясь от некоторых сфер.

Главное — суметь стратегию развития своего ребёнка разработать. Хотя бы общими мазками. Чтобы понимать, куда кораблю плыть. И вот тут у многих родителей затык. Они вроде бы интуитивно понимают, что это надо делать, что сейчас невозможно удовлетвориться только школой, потому что очевидно, что массовая школа за требованиями рынка и за последними исследованиями не поспевает. Однако как увидеть профиль ребёнка, к которому вместе с ним можно стремиться, как понять, на что делать ставку, если покрыть всё не получается? Далеко не у всех родителей есть такое стратегическое видение своей жизни и жизни своей семьи, что уж говорить о ребёнке. Я часто слышу даже от своих знакомых примерно такой вопрос: «Как мне быстро узнать всё, что ты знаешь об образовании? Я тоже так хочу чётко знать, на что стоит сделать акцент в обучении, чем можно пренебречь, а что является в школе полной профанацией и тратой времени». Быстро не получится. Годы изучения темы образования и педагогики, сотни прочитанных книг, тысячи страницы публикаций, многие часы конференций в разных точках планеты невозможно «быстренько» реплицировать из одной головы в другие.

Что в помощь?

Во-первых, как миниум, постоянно следить за тенденциями, читать ежегодные мировые обзоры по ключевым компетенциям, по прогнозу рабочей силы, постоянно мониторить наиболее авторитетные сайты и научные медиа с исследованиями про образование, про когнитивную сферу, про мозг (плохая новость в том, что 90% исследовательской базы в мире на английском языке, как и все передовые книги про образование, переводится около 10% и с опозданием в 2-3 года). Во-вторых, само собой, идти за интересами ребёнка.

Но кажется, что этого недостаточно.

И сегодня у меня есть очень классный совет, как ещё увидеть, на что делать ставку. Совет подойдёт родителю любого уровня подготовки в вопросах образования. Придумала не я сама, но мне совет так понравился, что очень хочу поделиться. Буквально на днях смотрела вебинар, как раз посвящённый теме образовательной стратегии ребёнка (да-да, тысячи родителей в России уже мыслят именно так и пытаются в этом разобраться, уже про это есть вебинары и курсы). Там была прекрасная спикер, Юлия Изотова. Юлия — известнейший в России тьютор и супервизор, помогает родителям разобраться в современном образовании.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Её совет звучал примерно так. Подумайте о людях, которые вам очень нравятся, на которых хочется ориентироваться, про которых вы иногда думаете: «Вот если бы мой ребёнок так умел говорить / делать /думать...» Возьмите их как компас. Речь не идёт о форматировании идеального ребёнка, поймите правильно. Конечно, он никогда не станет ни копией этого человека, ни вашей копией. И нет такой задачи. Более того, если вы хотите сделать ребёнка каким-то рамочным, идеальным — это заведомо гиблый путь. Но иметь ориентир сбалансированного человека, на которого хочется равняться — это сильно облегчает жизнь.

Дальше этого человека надо попробовать разложить по полочкам, мысленно препарировать (Юлия таких грубых слов не использовала, это моя метафора). Попробовать понять, что именно вам в нём нравится. Например. Он вдумчивый, никогда не спешит с выводами, никогда не видит мир чёрно-белым. Ага, это критическое мышление. Значит, вы идёте и ищете все ссылки, книги, исследования про критическое мышление, как оно работает, как его измерить, как развивать, как нам мешают когнитивные ловушки, какие есть эффективные модели принятия решений. По сути, получаете повышение квалификации в этой узкой теме. Поверьте, стоит только начать, материалов масса, и вы уже через месяц за собой начнёте замечать, что мыслите иначе, за другими будете видеть отсутствие или наличие критического мышления, в общении с ребёнком начнёте подмечать те моменты, когда стоит обратить его внимание на то, как он рассуждает, как мыслит.

Препарируем нашего человека-модель дальше. Он работает врачом, при этом он не просто врач, он один из лучших в своей профессии. Почему? Потому что он читает все последние исследования в своей области, следит за международными конференциями, публиковался на pubmed. Он ведёт свой YouTube канал по педиатрии для родителей. Мы не можем заставить ребёнка стать врачом. Речь не об этом. Но! Мы понимаем, что, чтобы быть успешным в своей области этот человек в совершенстве знает английский язык, обладает медиаграмотностью, навыками коммуникации. Хорошо бы и моему ребёнку это прокачивать вне зависимости от профессии, которую он выберет. Какая разница, ты архитектор, врач, учитель или полицейский? Знание языка, чтобы следить за последними разработками в твоей сфере, умение вести просветительские каналы - это всё плюсы к профессиональному росту.

И так далее и тому подобное. Можно разложить несколько приятных и / или интересных вам людей, скомпилировать собирательный образ будущего.

Вот такой вот совет. Родителям, которые только встают на путь осознанного развития ребёнка, но им пока кажется, что непонятно, с чего вообще начать, на мой взгляд, этот совет будет поначалу очень даже полезен.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.