Найти тему
Бережная психология

Исследование своих проявлений через Эго состояния

Ваша задача как Взрослого – взять под наблюдение проявления Родителя и Ребенка. Вам вовсе не нужно совсем отказывать себе в этих проявлениях. Они необходимы. Но важно следить, чтобы Ребенок и Родитель не проявлялись автоматически, неосознанно. Их над контролировать и направлять в нужное русло.

Это значит, вам важно с позиций Взрослого посмотреть на свои проявления в качестве Ребенка и Родителя и решить, какие из этих проявлений могут быть нужны и полезны, а какие – нет.

Ребенок может проявлять себя:

• позитивно: как естественный ребенок,

• негативно: как подавленный (адаптированный к родительским требованиям) или бунтующий ребенок.

Родитель может проявлять себя:

• позитивно: как поддерживающий родитель,

• негативно: как осуждающий родитель.

Проявления естественного Ребенка:

• искренность, непосредственность в проявлении чувств,

• способность удивляться,

• смех, радость, восторг,

• спонтанные творческие проявления,

• способность веселиться, отдыхать, развлекаться, играть,

• любознательность, любопытство,

• увлеченность, заинтересованность любым делом.

Проявления подавленного Ребенка:

• склонность притворяться, приспосабливаться, чтобы произвести хорошее впечатление

• стремление делать назло, капризничать, устраивать истерики,

• склонность манипулировать окружающими (получать желаемое при помощи слез, капризов и т. д.),

• уход от реальности в мечты и иллюзии,

• склонность доказывать свое превосходство, унижать других,

• чувство вины, стыда, комплекс неполноценности.

Проявления поддерживающего Родителя:

• умение сочувствовать,

• способность прощать,

• умение хвалить и одобрять,

• умение заботиться так, чтобы забота не переходила в излишний контроль и гиперопеку,

• стремление понять,

• стремление утешать и защищать.

Проявления осуждающего Родителя:

• критика,

• осуждение, неодобрение,

• гнев,

• чрезмерная забота, подавляющая личность того, о ком заботятся,

• стремление подчинять других своей воле, перевоспитывать их,

• высокомерие, покровительственное, снисходительное поведение, унижающее других.

Ваша задача: с позиций Взрослого посмотреть на негативные проявления Родителя и Ребенка у себя в жизни. 

В каких ситуациях вы замечаете эти проявления? В каком состоянии вы находитесь, когда это происходит? 

Если позитивных проявлений очень мало или нет совсем (а такое не редкость), ваша задача – попробовать развить их у себя. Что, на ваш взгляд, мешает вашей спонтанности? Как вы себя чувствуете, когда хочется отреагировать позитивно? Думаете ли вы над тем, какую ответную реакцию вы получите? Думаете ли вы, что ваша реакция будет не уместна? 

Следующий этап

Исследуйте Ребенка 

1. Возьмите бумагу, ручку и напишите: «Негативные проявления моего Ребенка». Сосредоточьтесь, хорошо подумайте, вспомните разные ситуации из своей жизни и перечислите все, что вам удастся осознать.

Параллельно вспоминайте, как именно эти свойства проявляются в вашей жизни.

Имейте в виду: записывать надо только те проявления, которые характерны для вас сейчас, в настоящее время. Если какие-то качества имели место в прошлом, но сейчас ушли, записывать их не нужно.

2. Затем напишите: «Позитивные проявления моего Ребенка» – и также перечислите все, что сможете осознать, параллельно вспоминая, как эти свойства проявляются в вашей жизни.

3. Медитативная часть

Сядьте в удобную позу. 

Закройте глаза, расслабьтесь. Войдите во внутреннее состояние Взрослого. Представьте, что вы – Взрослый смотрите со стороны на себя, находящегося в состоянии Ребенка. Обратите внимание: важно представить себя не в детском возрасте, а в том возрасте, в каком вы сейчас, но в состоянии Я, соответствующем Ребенку. Представьте, что вы видите себя в одном из негативных состояний Ребенка – в том, которое наиболее вам свойственно. 

Попробуйте увидеть, что Вы проявляете эти негативные качества просто по привычке. Автоматически. Потому что в детстве таким образом пытались приспособиться к своему окружению. Потому что взрослые приучали вас к исполнению каких-то правил, требований.

Если когда-то вам удавалось заслужить одобрение родителей, скрывая свои истинные чувства и отказывая себе в праве быть собой, то сейчас подавление чувств приводит вас лишь к стрессам и болезням.

Скажите той части:

- Здравствуй. Я тебя вижу. Прости, что так долго искала тебя. Я буду теперь тебя поддерживать. Я за тебя. Тебе больше не нужно ждать разрешения. Я буду отстаивать твои интересы. 

И посмотрите, что будет происходить. 

Не всегда внутренний ребёнок реагирует на первый контакт. Скажите, можно, я здесь постою рядом с тобой. 

И этого пока достаточно.