Книга Д.С.Мережковский «Воскресшие Боги или Леонардо да Винчи».
На мой взгляд, эта книга – самая яркая книга из всей трилогии Дмитрия Сергеевича Мережковского «Христос и Антихрист». Нигде нет такого образно-яркого описания всей жизни одного из величайших гениев эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Многие часы проводил Д.С.Мережковский в библиотеках разных стран, изучая эпоху Возрождения, материалы связанные с Леонардо.
Обратите внимание, книга называется «Воскресшие Боги или Леонардо да Винчи». Казалось бы, о каких богах идет речь, если в эпоху Возрождения Христианство окончательно вытеснило языческих богов древней Эллады? Ан, нет! Мережковский красочно описывает быт, нравы, обычаи той эпохи. Да, центральный герой книги – Леонардо, но Мережковский пишет и о других персонажах той эпохи. Кроме того, автор дает нам развернутую картину духовной жизни тех лет.
Эпоха Возрождения – эпоха развития светского общества, когда происходит некоторый отход от церковных догматов. Когда светское общество формирует заказ на культурные ценности, на произведения искусства. Эпоха делит жизненное пространство на две полусферы, на два непримиримых лагеря: адептов веры и почитателей, творцов прекрасного, искателей в области естествознании.
Леонардо непостижимым образом умудряется сочетать в себе эту двойственность. В обществе вновь просыпается интерес к человеку, к его телу, мыслям и чувствам. Он пишет полотна на библейскую тему и, одновременно конструирует летательный аппарат, чтобы взлететь выше Бога. Если в первой книги «Смерть богов. Юлиан отступник» трилогии «Христос и антихрист» (здесь я писал о ней) мы видим уничтожение богов древней Эллады, уничтожение статуй, картин, уничтожение самого духа богов, то во второй книге показано возрождение интереса к богам древней Эллада, вновь возрождают статуи Богов, по найденным фрагментам идёт восстановление скульптур, всего духа Эллады. Автор интересно описывает жизнь другого гения Возрождения Микеланджело, ваяние скульптурных шедевров, черпая вдохновение у древнегреческого искусства ваяния богов. Даже в живописных произведениях на библейские темы чувствуется влияние ушедших богов Эллады. Смотрите, как тщательно выписан Иоан Креститель в одноименной картине у Леонардо да Винчи.
В книге «Воскресшие Боги или Леонардо да Винчи» показана борьба адептов Христианства с искусством, ибо они почувствовали угрозу потери влияния на людей из-за возрастания интереса к искусству и наукам. Особенно интересны повествования о юных членах святой Инквизиции, об их чудовищных поисках с целью безжалостного уничтожения произведений искусства. То, что отвлекало внимание от церкви, считались «эмоцками» и «суетками». Сколько гениальных творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, других талантливейших художников и скульпторов погибли в кострищах, разбиты молотками! Причем, расправу над творениями искусства творили толпы людей подогреваемые священниками. Видя, как гибнут его шедевры, Леонардо спокоен. Мережковский не стал отвлекаться на частные эмоции, его задача объёмно показать всю материальную, нравственную и духовную картину эпохи Возрождения. В своей книге, он показывает как расцвет Возрождения, так и её закат.
Мы привыкли считать эпоху Возрождения, как некую «фабрику» величайших творений искусства. Автор книги убедительно показывает нам, эпоха Возрождения – эпоха борьбы массы с личностями-героями, эпоха борьбы христианских догматов с влечением ко всему прекрасному. И надо сказать, Христианство проиграло в этой борьбе. В храмах появляются картины великих художников и скульптурные композиции на библейские сюжеты.
Написана книга «Воскресшие Боги или Леонардо да Винчи» лёгким языком, а потому читается с большим интересом. Мы во многом обедняли свои знания по эпохе Возрождения, не беря во внимание религиозную жизнь того общества. Сама эпоха Возрождения появилась как протест против ограничений на искусство и естественную тягу человека к естествознанию. Знание, вот был главный опасный враг для религиозных догматиков. Невежество было самым надежным инструментом для подчинения масс. Согласитесь, по прошествии многих веков невежество как фактор управления массами не утратило своей актуальности. Ну, может быть цель достижения невежества масс несколько скорректирована. Главное, сделать интеллект не модным, не актуальным и затратным.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал