Урок: чтение
Тема: Согласный звук [ц], буква Ц ц
Цель: знакомство с новым звуком и буквой Цц, формирование умения соотносить новый звук с буквой.
Задачи:
- учить правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв;
- совершенствовать артикуляционный аппарат обучающихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
- воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.
Ход урока.
Организационный момент.
- Составьте слово из букв: у к р о (урок)
- Ребята, давайте скажем, зачем мы пришли на урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно, работаем старательно.
- Каждый день, всегда, везде,
На уроках и в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
- Значит и сегодня на уроке, как мы будем говорить?
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все звуки четко, внятно,
Чтоб было всем понятно.
- А для этого проведем дыхательную разминку, чтобы привести органы дыхания в рабочее состояние.
Дыхательная гимнастика.
- медленный вдох через нос – медленный выдох через рот;
- быстрый вдох через нос – задержка дыхания – медленный выдох через рот;
- вдох по частям через нос – выдох по частям выдох через рот;
- медленный вдох через нос – быстрый выдох через рот;
- А чтобы привести в рабочее состояние органы речи проведем артикуляционную разминку.
Артикуляционная гимнастика.
- Вы видели длинную змею? Произнесите с удивлением: О-о-о!
- Нравится вам торт? Произнесите с восхищением: А-а-а!
- Мальчик поранил палец о ветку розы – у него царапина. Как вы думаете, сердит ли мальчик? Произнесите сердито: У-у-у!
- Как мама-лошадь подзывает своего жеребенка? Произнесите радостно: И-и-и!
Упражнение на дикцию.
Работа со скороговоркой:
Ученица-озорница получила единицу.
- чёткое проговаривание каждого звука.
- повторяем скороговорку шепотом, затем в полный голос.
Игра « Вопрос – ответ».
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Физкультминутка
Работа над новым материалом.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.
Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Учимся произносить звук [ц]
- Смотрим на соседа, как он произносит звук:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя. (Если поднести ладошку, тыльной стороной ко рту, почувствуете толчок воздуха)
Знакомство с буквами Ц, ц.
Вот какая буква ц –
С коготками на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
- Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буква «цэ». Она бывает большая и маленькая.
- Для чего нужна большая? А маленькая?
Печатание буквы Цц на доске (выходят по цепочке)
Выделение согласного звука [ц] с опорой на схему (с. 86 букварь)
Цапля, заяц, ранец
Чтение слогов с буквой ц
Прежде чем, мы начнем читать слоги с буквой ц, давайте вспомним, что обозначают гласные первого ряда? Что обозначают гласные второго ряда?
а о у ы
и е ё я ю
Игра «День – ночь»
Инструкция: Если в слоге вы услышите мягкий согласный, то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если вы услышите твердый согласный, то наступает день – вы открываете глаза. (Ха, ми, ня, ро, ве, ты, пу, лё, сю, га)
ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ
– хоровое чтение слогов, постепенно увеличивая громкость голоса;
- хоровое чтение слогов, постепенно уменьшая громкость голоса;
- читать с вопросительной интонацией;
- читать «как будто по крыше капает дождик»
- Дайте характеристику звука [ц].
Вывод: [ц] – согласный, глухой, всегда твердый звук.
Чтение текста
Работа по тексту «Ловкий заяц».
- чтение текста учителем
- «жужжащее» чтение
- чтение «цепочкой»
- выразительное чтение
- хоровое чтение
Игра «Поймай звук». При повторном чтении сказки, дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуком [ц].
Игра «Запоминай-ка». Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?
Итог урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку.