Найти в Дзене

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Согласный звук [ц], буква Ц, ц"

Урок: чтение

Тема: Согласный звук [ц], буква Ц ц

Цель: знакомство с новым звуком и буквой Цц, формирование умения соотносить новый звук с буквой.

Задачи:

- учить правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв;

- совершенствовать артикуляционный аппарат обучающихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;

- воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.

Ход урока.

Организационный момент.

- Составьте слово из букв: у к р о (урок)

- Ребята, давайте скажем, зачем мы пришли на урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

- Каждый день, всегда, везде,

На уроках и в игре

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим.

- Значит и сегодня на уроке, как мы будем говорить?

Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Все звуки четко, внятно,

Чтоб было всем понятно.

- А для этого проведем дыхательную разминку, чтобы привести органы дыхания в рабочее состояние.

Дыхательная гимнастика.

- медленный вдох через нос – медленный выдох через рот;

- быстрый вдох через нос – задержка дыхания – медленный выдох через рот;

- вдох по частям через нос – выдох по частям выдох через рот;

- медленный вдох через нос – быстрый выдох через рот;

- А чтобы привести в рабочее состояние органы речи проведем артикуляционную разминку.

Артикуляционная гимнастика.

- Вы видели длинную змею? Произнесите с удивлением: О-о-о!

- Нравится вам торт? Произнесите с восхищением: А-а-а!

- Мальчик поранил палец о ветку розы – у него царапина. Как вы думаете, сердит ли мальчик? Произнесите сердито: У-у-у!

- Как мама-лошадь подзывает своего жеребенка? Произнесите радостно: И-и-и!

Упражнение на дикцию.

Работа со скороговоркой:

Ученица-озорница получила единицу.

- чёткое проговаривание каждого звука.

- повторяем скороговорку шепотом, затем в полный голос.

Игра « Вопрос – ответ».

Учитель: Ученица-озорница получила единицу?

Дети: Ученица-озорница получила единицу.

Учитель: Ученица-озорница получила единицу?

Дети: Ученица-озорница получила единицу.

Учитель: Ученица-озорница получила единицу?

Дети: Ученица-озорница получила единицу.

Физкультминутка

Работа над новым материалом.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.

Отгадайте загадку:

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Учимся произносить звук [ц]

- Смотрим на соседа, как он произносит звук:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя. (Если поднести ладошку, тыльной стороной ко рту, почувствуете толчок воздуха)

Знакомство с буквами Ц, ц.

Вот какая буква ц –

С коготками на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

- Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буква «цэ». Она бывает большая и маленькая.

- Для чего нужна большая? А маленькая?

Печатание буквы Цц на доске (выходят по цепочке)

Выделение согласного звука [ц] с опорой на схему (с. 86 букварь)

Цапля, заяц, ранец

Чтение слогов с буквой ц

Прежде чем, мы начнем читать слоги с буквой ц, давайте вспомним, что обозначают гласные первого ряда? Что обозначают гласные второго ряда?

а о у ы

и е ё я ю

Игра «День – ночь»

Инструкция: Если в слоге вы услышите мягкий согласный, то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если вы услышите твердый согласный, то наступает день – вы открываете глаза. (Ха, ми, ня, ро, ве, ты, пу, лё, сю, га)

ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ

– хоровое чтение слогов, постепенно увеличивая громкость голоса;

- хоровое чтение слогов, постепенно уменьшая громкость голоса;

- читать с вопросительной интонацией;

- читать «как будто по крыше капает дождик»

- Дайте характеристику звука [ц].

Вывод: [ц] – согласный, глухой, всегда твердый звук.

Чтение текста

Работа по тексту «Ловкий заяц».

- чтение текста учителем

- «жужжащее» чтение

- чтение «цепочкой»

- выразительное чтение

- хоровое чтение

Игра «Поймай звук». При повторном чтении сказки, дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуком [ц].

Игра «Запоминай-ка». Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Итог урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какой звук обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этому звуку.