Она сказала:
– Потому что в мире осталось только одно незанятое пространство – сфера нематериального. Идеи, истории, искусство, музыка.
Она сказала:
– Потому что твои фантазии – это самое лучшее, что только может быть.
Чак Паланик, «Удушье»
Чак Паланик начинает свою книгу со строк «Если вы собираетесь это читать, то не надо». Собственно, и с этого начинается премьера спектакля «Удушье» по мотивам одноименного романа писателя, поставленного в Мастерской Театральных Миниатюр им. МенЯ. У всех желающих перед спектаклем был шанс покинуть помещение (ввиду откровенности содержания и по ряду многих других причин), но этого никто не сделал. Зрители были готовы к откровенному разговору.
Сама книга, – не побоюсь этого определения, – монументальное произведение. Под внешним налетом провокации и откровенности, о которой говорят лишь шепотом и на ушко, скрывается тонко чувствующая душа, жаждущая понимания и, что немаловажно, любви. История даже не про мошенника Виктора Манчини, разыгрывающего в ресторанах приступы удушья и получающего за это неплохие деньги от спасителей. Сложно даже сказать, о чем именно она, список тем многообразен и оттого книга не так проста, как кажется.
Прозу Паланика чрезвычайно сложно экранизировать, на моей памяти это удалось лишь одному режиссеру – Дэвиду Финчеру с его «Бойцовским клубом». А вот потуги режиссера Кларка Грега с его экранизацией «Удушья», которая вышла в прокат в 2008 году с великолепным актером Сэмом Рокуэллом в главной роли, оказались напрасными – фильм вышел сухим, поверхностным и крайне неинтересным.
Честно, я большой фанат романа. Бывают такие тексты, которые приходят в подходящее время, и роман «Удушье» именно такой – книга попала в бушующее юношеское состояние и первоначально была принята мной с недоверием. Пробираясь сквозь провокационный текст, зацепилось в сознании, хотя я даже не понимал что именно, и каждым последующим прочтением я снимал с текста слой за слоем, добираясь до сути вещей. Совсем недавно, заново перечитывая роман перед премьерой, я снова нащупал что-то еще, разум вытащил из текста другую тему. Разве это не признак действительно хорошей книги? Хотя советовать читать всем не буду, для этого произведения нужен особенный читатель, ибо каждый откроет в этой книге что-то свое.
В последнее время тексты Паланика перекочевали с большого экрана на театральные подмостки: в мае в Омске поставили спектакль по мотивам «Бойцовского клуба». И вот теперь, в Уфе, в МТМ ставят «Удушье».
Признаюсь, что перед премьерой я весь покрылся мурашками, настолько волнительно даже при входе в зал. Наконец-то я увижу «Удушье» на сцене, в театральной постановке. И мои ожидания были полностью оправданны.
Надо отметить еще одну удивительную особенность спектакля: такого в Уфе еще не было. В этот день показали всего пять сцен, и показ был озаглавлен как «пилот». То есть, пилотная серия – в телевидении так называется пробный эпизод сериала или телепередачи, которая затем показывается фокус-группе или потенциальным инвесторам в целях привлечь внимание к проекту. Здесь же, никого привлекать не нужно, но проект под названием «Удушье» будет показываться весь следующий сезон, и по своей структуре будет напоминать театральный сериал. Каждый четверг – новые эпизоды. Крайне удачное решение для книги, столь объемной по содержанию, в котором сложно пропустить хотя бы один эпизод, чтобы не разрушить целостную картину и характеристику персонажей. Кларку Греггу, с его полутора часами экранного времени, такое и не снилось. Все эпизоды демонстрируются в хаотичном порядке, из которого, на выходе, соберется целостное. К чему все это приведет, и каковы будут последние главы – не знают даже сами участники спектакля. Кстати, в выборе глав книги для постановки могут поучаствовать и зрители.
Еще одно нововведение постановки заключается в формате актерской игры: артисты играют исключительно на импульсах (чрезвычайно сложная и тонкая методика) и исследовании ощущений своего тела. Актеры досконально изучали текст, выискивая решения для роли в каждой из сцен. Игра получилась живой, актеры с данными задачами справились, образы персонажей правдоподобно «ожили». Буквально с первого действия, они погружают зрителей в свою замысловатую атмосферу, а на сцене возникают и проигрываются знакомые сцены из книги.
Режиссер Екатерина Темнова во вступительном слове перед началом спектакля отмечала, что люди, прочитавшие книгу, будут разочарованы, а зрители, не знакомые с оригинальным текстом, будут немного дезориентированы. Но ситуация получилась обратная: фанаты книги отмечали совпадение с текстом, а люди, не читавшие книгу, захотели ее прочитать. Вот такой получился парадокс. Это не только привлечение людей к театральному искусству, но и приобщение к чтению. Для тех, кто пропустил пилотный показ – еще не все потеряно, нужно лишь дождаться начала нового театрального сезона. А далее надо ловить каждый показ, повторов не будет.
Но итоги подводить рано. Пока можно сказать только одно: на выходе мы получаем уникальный в своем роде проект, аналогов которому я не припомню. И то, что он ставится в Уфе, в театре МТМ – приятно вдвойне. Сейчас поговорить со зрителем без барьеров – это редкость, почти уникальность.
Егор ОКУНЕВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!