«Тот, кто придумал Большой Приз Монако был либо гением, либо сумасшедшим» — так отзывались в британской прессе о гонке на трассе, проложенной по улицам княжества. Мог ли тогда кто-то предположить, что этот Гран При станет жемчужиной автоспорта на многие десятилетия?
ГРАН ПРИ МОНАКО 1929
Появлению легендарного Большого Приза мир обязан председателю Автомобильного клуба Монако Антони Ноге, посчитавшему, что его организации пора получить независимость от Автоклуба Франции. Заявочный лист первого в истории Гран При Монако насчитывал 20 участников из восьми стран. Фаворитами этапа считались немец Рудольф Караччиола на 7,1-литровом Mercedes-Benz SSK и его соотечественник Ханс Штук на австрийском автомобиле Austro-Daimler, а самыми массовыми машинами на старте оказались Bugatti. В те годы автопроизводители временно охладели к спорту, поэтому гонки стали уделом частников.
Четыре гонщика так и не смогли попасть на старт. Среди них оказался и Штук, разбивший свой автомобиль в другой гонке. Вопреки ожиданиям, тренировки показали, что огромный «Мерседес» Караччиолы является не самым лучшим выбором для узкой трассы Монте-Карло. Гонщики на проворных Bugatti, Георги Буриано, Марио Лепори и Филипп Этанселен, могли проходить круги на несколько секунд быстрее.
Организаторы запланировали дистанцию в 100 кругов, что превращало гонку в изнурительный марафон. Это обстоятельство сыграло на руку Рудольфу Караччиоле, так как его спортивный SSK был куда комфортней специализированных машин Гран При конкурентов. Несмотря на старт с предпоследнего ряда, немецкий ас как нож сквозь масло прошел пелотон на первых двух кругах, но в борьбе за лидерство встретил сопротивление британца Уильяма Гровера, более известного как «Уильямс», на Bugatti T35B. До гонки Уильямс проехал по незнакомой трассе всего несколько кругов, так как прибыл в самый последний момент, но это не помешало ему более часа уверенно сдерживать Караччиолу за спиной.
На 36-м круге Рудольф прошел своего оппонента на выходе из тоннеля, но его пребывание во главе пелотона оказалось не столь долгим – на 47-м круге Уильямс вернул себе лидерство. На 50-м круге британец свернул на пит-лейн для дозаправки. Через круг на пит-стоп поехал и Караччиола. Немцу пришлось провести у боксов значительно больше времени, так как его 7-литровый компрессорный двигатель Mercedes-Benz был куда более прожорлив, к тому же пришли в негодность задние шины. В добавок к этому, во время пит-стопа возникли проблемы с инструментом, что отбросило Караччиолу на четвертое место. Уильямс сполна воспользовался полученным гандикапом и до конца гонки не отдавал лидерство, став первым победителем Гран При Монако. Буриано уступил ему почти полторы минуты, а Караччиола довольствовался третьим местом.
ГРАН ПРИ МОНАКО 1933
Пятый розыгрыш Большого Приза Монако стал первым в истории, где стартовая позиция определялась по результатам времени круга, установленного в предварительных заездах. Это нововведение было подсмотрено организаторами в американских гонках. Первым обладателем поул-позиции в истории гонок Гран При стал Акилле Варци на Bugatti 51, проехавший свой лучший круг на секунду быстрее чем это сделал местный гонщик на Alfa Romeo Луи Широн.
Гонка в Монте-Карло стала первой в сезоне, собравшей все сильнейшие команды и лучших гонщиков того времени. Правда, еще до старта пелотон лишился одного из фаворитов. В тренировке на Alfa Romeo Рудольфа Караччиолы отказали тормоза и он попал в серьезную аварию в повороте Tabac. Травмы, полученные немецким пилотом, оставят его вне гонок на ближайший год.
Варци уверенно стартовал, но на третьем круге уступил лидерство Нуволари. Через несколько кругов Акилле отыгрался к 20 из 100 кругов гонки на пять секунд оторвался от группы преследователей, состоящей из Нуволари, Марио Борзаккини, Марселя Леу и Филиппа Этанселена. Тацио, несмотря на потерянное из-за разворота время, сумел прибавить и к 30 кругу был уже в секунде позади Варци, а через круг в очередной раз обошел его. Гонка превратилась в одну из самых ожесточенных дуэлей, которую видели узкие улочки Монте-Карло.
70-й круг Нуволари, отчаянно вращающий руль своей Alfa Romeo в попытках помешать Варци выйти вперед, закончил лидером. Через несколько кругов голубой Bugatti снова пересекает линию финиша раньше. В целом по ходу гонки Акилле и Тацио сменили друг друга во главе пелотона 21 раз, в сумме пролидировав 44 и 56 кругов, соответственно. Развязка наступила на последнем круге. Гонщики раскрутили моторы своих машин больше обычного и двигатель на «Альфе» лидировавшего Нуволари не выдержал. В Casino зрители стали свидетелями двух огненных вспышек, а из-под капота повалил дым. Нуволари вскоре остановился, выбрался из машины и при помощи подбежавших механиков начал толкать дымящийся алый болид в сторону финиша, где Акилле Варци уже принимал поздравления с великолепной победой.
ГРАН ПРИ МОНАКО 1955
2-й из 7 этапов ЧМ
Заморский вояж на первый этап сезона в Аргентину показал, что Хуан-Мануэль Фанхио за рулем Mercedes-Benz по-прежнему недостижим для соперников, к тому же теперь одним из его напарников стал талантливый британец Стирлинг Мосс. Не сидели сложа руки и конструкторы «Серебряных стрел». Опасаясь конкуренции со стороны итальянских машин, они увеличили мощность Mercedes-Benz W196 на 33 л.с. и модернизировали шасси – укороченная колесная база пришлась как нельзя кстати в Монако.
Главной надеждой итальянских болельщиков была вовсе не Scuderia Ferrari, пилоты которой больше были заняты выбором между 555-й и 625-й моделями, чем завоеванием поула, и не многочисленные гонщики на Maserati 250F, а команда Lancia – новичок мира Больших Призов. Еще в конце прошлого сезона прогрессивная Lancia D50, созданная Виторио Яно, уже успела зарекомендовать себя невероятно быстрой машиной, и в Монако Альберто Аскари стал единственным, кто на равных боролся с Фанхио и Моссом. По итогам свободных заездов, растянувшихся на три дня с четверга по субботу, Альберто показал одинаковое время с Фанхио, а Мосс уступил им всего 0,1 сек. Молодой напарник Аскари Еудженио Кастеллотти и лучший представитель Maserati Жан Бера разделили второй ряд стартового поля.
Когда 20 автомобилей сорвались с места, чтобы преодолеть 100 кругов гонки, Фанхио уверенно захватил лидерство. Его преследовал хорошо стартовавший Кастеллотти, а Аскари пропустил вперед еще и Мосса. На пятом круге Мосс прошел Кастеллотти, но до Фанхио было уже семь секунд. «Маэстро» продолжил свой отрыв, привозя своему напарнику по секунде с круга, в то время как сам Стирлинг по той же секунде отрывался от пары Lancia и Бера. К 10 кругу Фанхио немного сбавил темп, дистанция между ним и Моссом долгое время оставалась неизменной, в то время как остальные безнадежно отставали. После 20-го круга Мосс понемногу подобрался к своему партнеру, но атаковать лидера команды явно не собирался.
Тесная городская трасса во все времена была требовательна к гонщикам, поэтому нет ничего удивительного, что ошибок было больше обычного. Одним из тех, кто зацепил ограждение, на 35-м круге стал Кастеллотти. Итальянец сумел на трех колесах добраться до своих механиков, но инцидент отбросил его на девятое место. Из-за проблем с машиной пришлось остановиться в боксах и Бера. На середине дистанции, когда единственным гонщиком, ехавшим в круге с парой лидирующих «Мерседесов» был проигрывающий им целую пропасть Аскари, в самой дальней точке трассы останавливается Фанхио – поломка трансмиссии. Оставшийся в одиночестве Мосс продолжил отрываться и на 70-м круге уже ехал позади двигавшихся неразлучной парой Альберто Аскари и Чезаре Пердизы, готовясь обогнать итальянцев на круг и два, соответственно. Британец не особо торопился с обгоном, а вырвавшись вперед уже не шел с прежним темпом – для первой победы в Формуле-1 Моссу достаточно было просто доехать до финиша, но за 19 кругов до финиша его подвел казавшийся вечным мотор Mercedes-Benz.
Лидерство Аскари не продлилось и круга – двукратный Чемпион мира внезапно потерял управление на набережной, его «Лянчу» закрутило, она пробила барьер из соломенных тюков и мешков с песком и упала прямо в воды залива! Ремней безопасности тогда еще не существовало и Аскари благополучно выбрался из воды, отделавшись переломом носа. Можно сказать, что с этого момента гонка началась заново. Неожиданно лидером оказался француз Морис Тринтиньян на Ferrari, преследуемый Кастеллотти и Бера, пересевшим в машину Пердизы. Тринтиньян, который являлся далеко не первым номером в «Скудерии», стартовал лишь с девятого места, без ошибок провел всю гонку и одержал свою первую победу в Чемпионате мира. Кастеллотти завоевал подиум всего во втором этапе в карьере, а третьим финишировал Пердиза, который управлял отремонтированным Maserati Бера, в то время как сам француз на 86-м круге разбил машину.
ГРАН ПРИ МОНАКО 1961
1-й из 8 этапов
В сезоне ‘61 Формула-1 перешла на новый регламент — в попытках ограничить рост скоростей рабочий объем атмосферных двигателей был ограничен 1,5 литрами. Фаворитами чемпионата считалась команда Ferrari. Во внезачетных гонках начала года 156-я модель с двигателем V6, за характерную внешность получившая прозвище «Акулий нос», явно превосходила конкурентов — британские машины с рядными «четверками» Coventry-Climax и перекочевавшие из Ф-2 Porsche. Но в Монако мастерство гонщика во все времена ценилось больше, чем на любой другой трассе, что и доказал Стирлинг Мосс.
Еще в квалификации Мосс, выступавший на Lotus 18 за команду Роба Уокера, смог опередить Ричи Гинтера, лучшего из пилотов Ferrari, на 0,2 сек. Третье место в первом стартовом ряду в противостоянии с Грэмом Хиллом (BRM) и его однофамильцем Филом (Ferrari) выборол Джим Кларк на заводском Lotus 21.
Гинтер лучше других среагировал на сигнал о начале гонке и лидировал до 14 круга, когда его красивым маневром прошел Мосс. На 26-м круге Гинтер по приказу из боксов пропустил вперед лидера «Скудерии» Фила Хилла, но Мосс был уже в 10 секундах впереди. К середине дистанции этот разрыв сократился до 7 сек. и стал стремительно таять, а после 59 круга пара Ferrari была уже 3 сек. позади «Лотуса».
Одно дело догнать, а совсем другое – обогнать. Это гоночная истина как нельзя актуальна на узкой трассе в Монако. Хилл ничего не смог поделать с Моссом и за 25 кругов до финиша в боксах Ferrari решили дать шанс Гинтеру, на машине которого стоял экспериментальный мотор с углом развала блока в 120° вместо 65°, как на машинах напарников. Ричи действительно поехал быстрее Хилла, но оказалось, что и у Стирлинга был запас. Темп лидеров уже давно вышел за пределы квалификационного: 84-й круг Гинтер проехал за 1’36.3, ровно на три секунды лучше субботнего результата, а кругом спустя это время повторил Мосс! Среднее время круга на 100-круговой дистанции у победившего Мосса составило 1’39.5.
Спустя годы сэр Стирлинг Мосс так прокомментировал Гран При, в котором он пересек линию финиша на 3,6 секунды раньше Ричи Гинтера и на 41,3 сек. Фила Хилла: «Без сомнений, это была самая сложная гонка в моей жизни и я считаю, что лучшая». Подобного мнения придерживается и Ричи Гинтер: «Конечно же, это была моя лучшая гонка. Когда я узнал, что и Мосс назвал ее своей лучшей, то почувствовал невероятную гордость. Стирлинг — лучший гонщик, которого я когда либо видел, и если я был способен заставить его показать лучший пилотаж в его карьере, то, поверьте мне, это что-то значит».
Продолжение следует…
Автор статьи: https://www.drive2.ru/users/hwstar/