Иван Хруцкий – родоначальник русского натюрморта, но вторым его призванием и любовью были портреты. Этот поднос был написан, как этап подготовки к курсовой работе, я сама выбрала его, чтобы немного отвлечься от натюрмортов. Если посмотреть альбом работ мастера, сразу бросаются в глаза 2 особенности: в натюрмортах он часто использовал одну примечательную вазу, она на фото и писал одну и ту же женщину. Есть несколько предположений кто она, но доподлинно не известно. Ясно только, он знал ее еще ребенком, поскольку на портретах она разного возраста. Кто это, родственница или возлюбленная? Да не важно это. Важно, что она его вдохновляла, была его музой, если хотите. На этом портрете она изображена с удивительным по красоте украшением. Как и все, я сначала его восприняла, как третий глаз во лбу. Что поделаешь, зрение не очень и репродукция маленького размера, хоть и хорошего качества. Спасибо компьютеру и интернету, нашла картину в сети, увеличила и поняла, что это драгоценный камень в оправе и тонкой цепочке или шнуре с нанизанными еще несколькими маленькими камешками. Очень интересное украшение.
Вообще, когда готовишь какой-то доклад, или как в моем случае курсовую, начинаешь изучать информацию о картинах, мастере и т.д. Особенно интересно было читать биографии художников, узнаешь такие вещи, о которых не подумала бы никогда. Например, интересным фактом оказалось, что в России до Хруцкого натюрморт, как жанр изобразительного искусства отсутствовал. Молодой человек был просто очарован великолепными полотнами голландских художников и копировал их в Эрмитаже, пока учился в академии художеств. Его студенческая работа «Фрукты и цветы» получила награду академии художеств. Таким образом, именно он стал первым русским художником, работающим в данном направлении. Когда я прочла об этом, у меня в голове все пазлики тут же сложились в полноценную картину. Дело в том, что я, в ходе работы над текстовой частью курсовой работы, искала примеры старинных тагильских подносов с натюрмортами, хотя бы просто фруктовые композиции, но их не было! Мне было это очень странно, ибо поднос и натюрморт, как мне виделось, просто созданы друг для друга. Время появления подносного промысла и натюрморта, как жанра примерно совпадают. Демидов привозил и присылал своим мастерам лучшие образцы для копирования и создания новых произведений. Казалось бы, натюрморты должны были быть, но нет, их не было! Но почему? Этот вопрос не давал мне покоя… Оказалось, что все просто! Подносный промысел зародился во второй половине 18 века, а натюрморт завоевал Россию в первой трети 19 века!!!! Как говорится, пришло откуда не ждали! Самое смешное в том, что если бы я целенаправленно искала ответ на свой вопрос, я его бы не нашла или потратила бы кучу времени. А вы замечали, что часто ищешь одно, а находишь другое, но очень важное?