Найти тему
Сергей Волков

Молчание ягнят: что происходит, когда ученики учатся для себя

В ожидании результатов ЕГЭ этого года вспомнил историю трехлетней давности. Тогда я обучал русскому языку 46 девятиклассников новой для меня школы с новым отношением к образованию. Все эти девятиклассники сдавали ОГЭ. Если бы не мой собственный интерес, я бы никогда не узнал, какого именно числа они это делают.

Мои ученики просто не говорили мне о нем, не писали в мессенджер накануне, не требовали консультации в ночь перед.

Они не сообщали мне постфактум, как что прошло. Некоторых встречавшихся мне в школе девятиклассников я спрашивал сам: "Ну как?" Они отвечали коротко и ровно: "Ну норм... кажется, справился хорошо... было несложно..." Некоторых не спрашивал – они и не говорили об ОГЭ вообще.

Тишина за Рогожской заставою. Никто не трогает учителя...
Тишина за Рогожской заставою. Никто не трогает учителя...

Они не сообщали мне свои отметки, когда были открыты результаты. Хотя там кое-кому было чем погордиться и чем ткнуть мне в нос. Тишина. Молчание ягнят.

Волк не привык к такому. Волк еще не знает, что с этим делать. Где волнение, ликование, благодарности, все вот эти "спасибо" и "благодаря вам"? Где письма родителей: "Я-то думала, Ваня троечник, а он вон как. Что бы он без вас!"

Ничего этого нету в системе, где учеба – дело ребенка. Себе и для себя. Учитель – одна из ресурсных опций. Не в том смысле, что его используют и забывают, а в том, что его необходимость и степень участия дозируется и определяется тем, кто вовлечен в процесс своего собственного образования. Не в том смысле, что учитель не человек, а функция, а в том, что учитель тоже человек, а не бог, чего на него молиться? Как и родитель, кстати. Процесс сепарации подросток должен пережить не только в отношении родителя, но и в отношении учителя. Если он хочет понять свои собственные очертания.

Самостоятельность ведь проявляется и в том, что тебя не дергают (по пустякам уж точно). Их ОГЭ – это не мой ОГЭ. Они сами к нему шли, сами сдали, сами расписались-получили. И пошли дальше.

Невидима и свободна! Учительница отправляется в отпуск...
Невидима и свободна! Учительница отправляется в отпуск...

Князь Андрей когда-то очень хотел совершить подвиг, чтоб красиво, со знаменем, на виду у всех и под стрекот кинохроники. А когда столкнулся с капитаном Тушиным, понял, что настоящий герой – это которого никто не узнал. И еще понял, что сам к такому подвигу – не готов. И исшед вон, не плакася горько токмо по причине неспособности плакать в тот момент своего жизненного развития, но испытал некое новое ощущение.

Новое ощущение испытываю нонеча и я. В нем сплелось "Малыш, а как же я? Я же лучше собаки" и "Невидима и свободна!" Первое отдельными мазками, второе – густым благодарным фоном.