Если вы часто проводите время на деловых встречах, то, возможно, уже знаете этот термин. Фасилитация - это процесс вовлечения участников в дискуссию, создание наиболее оптимальных условий для общения и обмена идеями.
В отличие от презентации, где обычно выступает только один оратор, фасилитация обычно включает в себя “ведущего”, который задает вопросы, модерирует дискуссии, организует активности и помогает участникам вести диалог.
Фасилитатор поддерживает и направляет дискуссию, предпринимает шаги для повышения опыта и уровня взаимодействия участников встречи. Однако он не выполняет работу за группу - вместо этого он направляет ход беседы к определенному результату.
Пять тактик фасилитации
Пять тактик фасилитации, которые помогают поддерживать вовлеченность учащихся:
- Заранее определите цель, чтобы можно было разработать мероприятия, помогающие учащимся ее достичь.
- Тщательно готовьтесь к встрече, включая самоподготовку, подготовку учебной среды и подготовку содержания.
- Начните с введения, чтобы учащиеся стали вовлечены с самого начала.
- Используйте специальные инструменты - ролевые игры, практические упражнения и возможности для учащихся делиться своим опытом и учиться друг у друга.
- Управляйте негативным поведением участников, когда сотрудник, сознательно или бессознательно, выражает недовольство целью, содержанием, методом обучения или внешними факторами.
Навыки фасилитатора
Умение слушать. Фасилитатору необходимо активно слушать и слышать то, что говорит каждый ученик или член команды.
Задавать вопросы. Фасилитатор должен уметь задавать открытые вопросы и стимулировать дискуссию.
Решение проблем. Фасилитатор должен обладать навыками применения методов группового решения проблем, включая:
• определение проблемы
• определение причины
• рассмотрение целого ряда возможных решений
• взвешивание преимуществ и недостатков решений
• выбор наилучшего решения
• внедрение решения
• оценка результатов
Разрешение конфликтов. Фасилитатор понимает, что конфликты между членами группы неизбежны. Нужно конструктивно подходить к их разрешению. И пока они в рамках приличия, их не нужно подавлять.
Вовлечение. Фасилитатор должен поощрять всех учащихся или членов команды к активному участию в собраниях. Это включает в себя создание безопасной и комфортной атмосферы, в которой члены группы готовы делиться своими чувствами и мнениями.
Принятие других. Фасилитатор должен сохранять непредубежденность и не критиковать идеи и предложения, предлагаемые учащимися или членами группы.
Эмпатия. Фасилитатор должен уметь “побывать на месте другого человека”, чтобы понять чувства учащихся или членов команды.
Лидерство. Фасилитатор должен быть в состоянии сфокусировать тренинг или встречу на достижении заранее определенного результата.
В чем разница между фасилитцией и презентацией?
Роль фасилитатора заключается в том, чтобы направлять группу на более эффективную совместную работу путем создания синергии, генерирования новых идей и достижения консенсуса и согласия. Для выполнения этой роли могут быть наняты профессиональные фасилитаторы, но иногда для проведения встречи или обсуждения требуется старший руководитель, менеджер, консультант, тренер или другой специалист (внутренний или внешний по отношению к организации).
#фасилитация #менеджемент #митинги #встречи #бизнес #организация #презентация