Найти в Дзене
Фактум

МЫ и ОНИ: Сомнительное превосходство одной нации над другой

Оглавление

Как давно существует нация, к которой вы себя относите?
А как давно существует национальный гимн, национальный флаг и национальный герб у вашей нации?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вы не поверите, но слово «национализм» вошло в обиход лишь к концу XIX века.
Во многих стандартных словарях XIX столетия оно не фигурировало. Конечно, нельзя сказать, что если слова нет то и +опы нет, но на социальные процессы заметного влияния национализм не оказывал. Вместо него было то, что я бы назвал
конфессионализм.

Абсолютное большинство людей отождествляли себя с той или иной конфессией, а не с государством или языковой группой.
В иных государствах, благодаря правильному планированию сексуальных связей правителей, собирались носители самых разных языков, а иногда и религий.
Как следствие, в австрийской империи, к примеру, государственным языком была латынь, чтобы никому обидно не было.

Появление национализма

Появление национализма, как действительно серьёзного социального фактора, не случайно совпадает по времени с уменьшением роли конфессионализма в организации общественного сознания.

Подобно адептам религий спасения, националист мнит себя членом сообщества непрерывно создаваемого его фантазией, воображением.
В своём воображении националист живёт в идеальном сообществе придуманных братьев по нации. И плевать ему, что реальности это сообщество никак не соответствует. Его фантазия любой мерзости творимой “братьями” найдёт оправдание.

Конечно, когда одни и те же сны начинают сниться многим, они начинают влиять на действительность.
Национализм — реально существующий социальный институт.
Во имя него люди готовы не только убивать. Убивать иные люди готовы порой и вовсе без повода. За него, что удивительно, люди готовы умирать.

Национализм взял всё самое плохое от конфессионализма

- Способность находить причины для разделения людей буквально на пустом месте;

- Претензия на богоизбранность, исключительность и абсолютное, куда не плюнь, превосходство над другими нациями;

- Фанатизм тем больший, чем меньше полезных знаний в голове;

- Восприятие других наций как еретиков (если различия кажутся небольшими) или как язычников

При этом национализм отнюдь не обязательно вытесняет конфессионализм.
В Израиле, к примеру, эти два “изма” мило уживаются, но счастья соседям это не приносит.

Настоящий процесс “формирования нации ( правда на английском примере, но у других всё точно так же) дал Д. Дефо

…Так из скрещенья всех пород в тот век
Возникла смесь — английский человек:
В набегах дерзких, где из года в год
Сплетались с лютой страстью бритт и скотт.
Чьи дети, овладев повадкой слуг,
Впрягли своих коров в романский плуг.
С тех пор сей полукровный род возник,
Бесславен, беспороден, безъязык,
Без имени; и в венах англичан
Струилась кровь то ль саксов, то ль датчан.
Высокородных предков бурный нрав,
Все что возможно на земле поправ,
Сводил их похотливых дочерей
С людьми почти всех наций и мастей.
В сем выводке, от коего тошнит,
Кровь чистокровных англичан бежит…

Из поэмы Даниэля Дефо «Прирождённый англичанин».

Поменяв “английский“ на название вашей нации и чуть сменив названия действующих лиц, вы получите описание её формирования.

А всё остальное, включая возведения своего рода к мифическим персонажам, будь то король Артур, воин Зигфрид или былинные богатыри, это лишь следствие неправильных юношеских ночных фантазий.

Так из какого полена он (национализм, конечно, не Буратино ) вдруг возник, и какой допившийся до зелёных чертей маньяк придумал его, на горе нам и на беду?

Один из процессов возникновения национализма

Да никто не придумывал, национализм просто побочный результат ряда других процессов.
В данной статье я опишу, на мой взгляд, главный из них. Но далеко не единственный и не самостоятельный.

Вначале, как и положено, было слово. Слово это было набрано из отдельных свинцовых столбиков, именуемых “литерами” в 1452 году, в типографии славного города Майнц , принадлежавшей Иогану Гутенбергу

Из слов, набранных литерами, возникали книги.
По приблизительным подсчетам за сорок с небольшим лет, прошедших со времени публикации гутенберговой «Библии» до конца XV столетия, в Европе было произведено более 20 млн. печатных томов.
За период с 1500 по 1600 гг. число произведенных томов достигло 150—200 млн. И каждый из этих томиков стоил вполне себе солидных денег. Судя по росту производства, появился довольно доходный бизнес и развивался он вполне по рыночным законам.

Первые книги печатались на латыне – языке всех образованных европейцев того времени.
Но у образованных людей не всегда были деньги, а те кто имел деньги зачастую не знали латынь. Но и богатые невежды были не прочь за необременительную сумму приобрести учёный вид. А чтобы смотря в книгу они видели в ней нечто, кроме южного фрукта, появились книги на языках, которые они понимали.
Дальше книжный капитализм занялся тем, что у капитализма при наличии свободной конкуренции, лучше всего получается – уменьшением стоимости, а как следствие и цены.

Книги перестали быть безумной редкостью и пришли в дома не только к купцам, но и к столярам, портным и даже крестьянам. Само собой эти книги были не на латыни. А на чём?

Печатать книги на языке каждой деревни было невозможно и невыгодно. Поэтому появилось нечто среднее и достаточно многим понятное– литературные языки.

Вызванные чисто коммерческими интересами книжных капиталистов в мир пришли литературные языки, сделав доступными сохранённый в книгах опыт (а опыт отдельного человека переживёт его самого только, если будет записан) огромным массам людей. Доступность книжного знания сделало жизнь людей лучше и дольше, но следом за книжным знанием на тихих лапках безумия в жизнь человечества пришел национализм.

Кто умножает познания, умножает скорбь.
Екклесиаст

Национализм тихо и незаметно занялся своим любимым делом – разделением людей. И как часто бывает это не было чей-то злобной целью, просто по причинам глубоко рыночным литературные национальные языки стали вытеснять универсальный ничей язык —латынь, из жизни людей.

Может это преувеличение и универсальные ничейные языки никак не влияют на национальное самосознание?
А почему тогда среди основателей всевозможных национальных и националистических движений, организаций, партий и СМИ практически нет представителей точных наук и инженеров (я имею ввиду настоящих инженеров, а не “я тоже закончил”). Может потому, что два инженера любого пола, рассы и национальности всегда смогут понять друг друга при помощи универсальных языков чисел и чертежей, в особо сложных случаях, добавив две бутылки водки?

Преимущества и недостатки появления государственного языка

А почему важно, чтобы язык был “ничейный “? Когда в австрийской империи надумали сменить государственный язык с латыни на немецкий, она тут же стала Австро – Венгрией, и быстро стала рассыпаться.

Предоставление статуса государственного языку одной из языковых групп даёт этой группе преимущества, которые другими языковыми группами будет восприняты как незаслуженные.
И правильно будут восприняты, поскольку предоставление языкового преимуществ одной группе граждан, это всегда деление граждан страны по сортам. А люди, которых назначили вторым сортом, естественно хотят отделившись, стать первым и уже других людей назначать на роль второсортных.

Газеты заменяют современному человеку утренние молитвы. Гегель

Следом появилось то, что я считаю библией националиста – ежедневная общедоступная газета на литературном языке ( сейчас к этому добавились электронные СМИ). Из этих газет люди впервые узнали, что существуют МЫ и ОНИ.

Это МЫ возникает из одновременности потребления огромным числом людей такого товара как газета. Как правильно заметил Гегель: "Газеты заменяют современному человеку утренние молитвы"

И опять же ничего личного — просто бизнес.

Пример из Латинской Америки

Очень интересно влияние газет на формирование государств в Латинской Америке.
Люди, говорящие на одном и том же языке, верующие одной конфессии, имеющие одинаковое этническое происхождение, разделены на множество национальных государств, периодически воюющие друг с другом.
Их нынешние границы проходят по административным границам их колониального прошлого. Границы эти пролегли так не по злой воле колонизаторов. Просто зона управления колониальной администрации одной провинции была ограничена труднопроходимыми средствами того времени, природными препятствиями. В сочетании с запретом колониям торговать напрямую друг с другом, но только через метрополию ( Испанию), происходящее в одной провинции было для жителей другой абсолютно чуждо и неинтересно.

И тут появляются газеты. Попробуйте продать человеку товар, который подобно старой модели Айфона, завтра не будет стоить ничего.

Газеты именно такой товар, а схема “обработки” лохов – покупателей для подобных товаров пишется под копирку.
Жертве сообщается: "МЫ счастливы предложить такому исключительно умному, сильному и красивому человеку, как ВЫ войти в наше братство успешных людей. Чтобы войти в него, вам только нужно купить наш товар, и все ОНИ будут завидовать вам."
При этом газета, в отличии от айфона или новой модели автомобиля, предназначалась для ограниченной аудитории.
Формируемое газетой МЫ предполагало общность языка и интересов и в первую очередь интереса к тому, что происходит в их “ареале обитания”. В результате латиноамериканцы в массе своей неотличающиеся друг от друга генетически, языком и религией разделены на кучу наций

Национализм в XIX веке продвигался по путям распространения знаний. Как правильно заметил о том периоде Хобсбаумом:

"... прогресс школ и университетов является мерилом прогресса национализма, равно как именно учебные заведения, особенно университеты, стали наиболее сознательными его защитниками."

Собственно и первые “нации” появились среди студентов университетов.

Но это означает и то, что “нижняя” граница распространения идей национализма — это нижняя граница письменной грамотности.
Потому в отдельных странах средний националист насколько быдловат и хамоват, настолько и фанатичен.

А вот стоит ли умирать за созданную капризом рынка фантазию, это уже вы сами должны решать.

Автор: #павел_аир , 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем»? Напишите нам на почту: story@haknem.com

-2

Подписывайтесь на канал «Хакнем» по ссылке, мы всегда рады новым читателям!