Найти тему

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Буква «Ь» как показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок: чтение

Тема: буква «Ь» как показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Цель: формирование умения правильно читать слоги и слова со стечением двух согласных

Задачи:

- продолжить закреплять чтение слов с мягким знаком, со стечением двух согласных в начале и на конце слова;

- развивать речь, память, логическое мышление;

-воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Ход урока.

Организационный момент.

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Актуализация знаний.

Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.

Буквы сделала рука, а увидят глазки,

Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.

- Назовите изученные гласные буквы.

- Какие гласные буквы показывают мягкость согласного звука?

- Какие гласные буквы показывают твердость согласного звука?

- А теперь давайте поиграем в игру и заодно понаблюдаем за работой гласных звуков. Я буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – хлопаете в ладоши, а если твердый – топаете ногами.

Ма, ми, ра, ни, си, пи, ло, ро, ви, гу, ди.

- Вспомните, какая буква не обозначает звука? Правильно, мягкий знак.

Постановка целей и определение темы урока.

Учитель показывает детям предметную картинку с изображением одного гуся.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)

- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)

- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?

- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?

Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что ты за буква? — возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.

Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.

— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

— Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.

— Но получилось «гвозди», да нужно было составить слово гвоздь.

Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.

— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ГУСЬ?

- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ГУСЬ.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с буквой мягкий знак, которая обозначает мягкость согласного звука, но сама по себе звука не обозначает.

Физкультминутка.

Букву Р перевернули

И уселись как на стуле,

И назвали букву так —

Мягкий знак — «Ь».

Чтение буквосочетаний с мягким знаком

- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)

- Значит, как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)

ль вь пь рь сь мь нь бь ть

- Сколько букв в каждом сочетании? (две)

- А звуков? (один)

- Звуков меньше чем букв?

- В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный перед ним нужно читать мягко)

Мягкий знак — хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ

Превратился сразу в УГОЛЬ,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Работа по букварю.

Чтение слогов и слов со стечением двух согласных в начале и на конце слова на стр. 38 сначала хором, потом по цепочке.

Во-вол-волк

Мо-мор-морж

Ти-тиг-тигр

Ри-гри-гриб

То-сто-стол

Ту-сту-стул

Ло-сло-слон

Чтение текста «Зоопарк»

– О ком говорится в рассказе? О животных.

– Какие животные обитают в зоопарке? Тигр, морж.

– Кто видит тигра? Слава.

– Кто смотрит на моржа? Гриша.

- Почему слова Слава и Гриша написаны с заглавной буквы? Потому что это имена людей.

Чтение слов, в которых встречается ь (стр.39). Правильно проговаривать звуки с мягким знаком.

Физкультминутка

Закрепление.

- Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Много – один». Я буду назвать вам слова во множественном числе, а вы мне – в единственном.

Окуни – окунь

Лоси – лось

Гуси – гусь

Кони – конь

- В каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)

Самостоятельная работа (карточка)

-2

Подведение итогов.

– Какую букву мы закрепили сегодня на уроке?

- В чем секрет этой буквы?

- Что она обозначает?

Ль сь

Вь мь

Пь нь

Рь бь