Урок: чтение
Тема: буква «Ь» как показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Цель: формирование умения правильно читать слоги и слова со стечением двух согласных
Задачи:
- продолжить закреплять чтение слов с мягким знаком, со стечением двух согласных в начале и на конце слова;
- развивать речь, память, логическое мышление;
-воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Ход урока.
Организационный момент.
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
Актуализация знаний.
Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука, а увидят глазки,
Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.
- Назовите изученные гласные буквы.
- Какие гласные буквы показывают мягкость согласного звука?
- Какие гласные буквы показывают твердость согласного звука?
- А теперь давайте поиграем в игру и заодно понаблюдаем за работой гласных звуков. Я буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – хлопаете в ладоши, а если твердый – топаете ногами.
Ма, ми, ра, ни, си, пи, ло, ро, ви, гу, ди.
- Вспомните, какая буква не обозначает звука? Правильно, мягкий знак.
Постановка целей и определение темы урока.
Учитель показывает детям предметную картинку с изображением одного гуся.
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)
- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)
- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?
- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?
Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
— Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.
— Но получилось «гвозди», да нужно было составить слово гвоздь.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ГУСЬ?
- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ГУСЬ.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с буквой мягкий знак, которая обозначает мягкость согласного звука, но сама по себе звука не обозначает.
Физкультминутка.
Букву Р перевернули
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
Мягкий знак — «Ь».
Чтение буквосочетаний с мягким знаком
- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)
- Значит, как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)
ль вь пь рь сь мь нь бь ть
- Сколько букв в каждом сочетании? (две)
- А звуков? (один)
- Звуков меньше чем букв?
- В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный перед ним нужно читать мягко)
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Работа по букварю.
Чтение слогов и слов со стечением двух согласных в начале и на конце слова на стр. 38 сначала хором, потом по цепочке.
Во-вол-волк
Мо-мор-морж
Ти-тиг-тигр
Ри-гри-гриб
То-сто-стол
Ту-сту-стул
Ло-сло-слон
Чтение текста «Зоопарк»
– О ком говорится в рассказе? О животных.
– Какие животные обитают в зоопарке? Тигр, морж.
– Кто видит тигра? Слава.
– Кто смотрит на моржа? Гриша.
- Почему слова Слава и Гриша написаны с заглавной буквы? Потому что это имена людей.
Чтение слов, в которых встречается ь (стр.39). Правильно проговаривать звуки с мягким знаком.
Физкультминутка
Закрепление.
- Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Много – один». Я буду назвать вам слова во множественном числе, а вы мне – в единственном.
Окуни – окунь
Лоси – лось
Гуси – гусь
Кони – конь
- В каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)
Самостоятельная работа (карточка)
Подведение итогов.
– Какую букву мы закрепили сегодня на уроке?
- В чем секрет этой буквы?
- Что она обозначает?
Ль сь
Вь мь
Пь нь
Рь бь