Найти тему
Живопись

Художник Илья Репин: портрет, фотопортрет, автопортрет

Фотопортрет по сути своей беспристрастен. Как не выставляйте свет, как не меняйте ракурс- ему не уйти от своей фигуративной сути. Хороший фотограф - всегда визионер и идеалист, компенсирующий холодное совершенство своего инструментария теплом собственной сердца. Фотографии великих мастеров прошлого взламывают преграду Времени, но дарят нам лишь физические очертания вместилища души...

Репин Илья Ефимович, фотография, 1903. Выставка "Точки зрения" в Музее русского импрессионизма, Москва
Репин Илья Ефимович, фотография, 1903. Выставка "Точки зрения" в Музее русского импрессионизма, Москва

"Масляный" портрет по определению необъективен. Слишком много личного отношения к модели стоит за характером мазков. Слишком много этических люфтов руководят траекторией кисти. Да, хороший портретист всегда привержен максимально честному высказыванию о своем герое на языке цвета и света. Но никакая верность идее не компенсирует безнадёжно- благородного идеализма его искусства. Живописный портрет способен хранить для потомков удивительно точный "оттиск" человеческой души, но лишь в сочетании с весьма приблизительным набором характерных черт человеческого облика. Такова его плата за победу над Временем...

Бродский И. И., "Портрет Ильи Репина",1912, холст, масло, НИМ при РАХ,. Санкт-Петербург. Выставка "Точки зрения" в Музее русского импрессионизма, Москва
Бродский И. И., "Портрет Ильи Репина",1912, холст, масло, НИМ при РАХ,. Санкт-Петербург. Выставка "Точки зрения" в Музее русского импрессионизма, Москва

Автопортрет - это исповедь. Или добрая самоирония. Или трудный, давно откладывавшийся визит к психологу, чьи обязанности приходится выполнять зрителю; хочет он того или нет. Автопортрет по определению полон личными переживаниями автора, даже если начисто их лишён. Парадокс? - вовсе нет. В рамках изобразительного искусства отсутствие чего-либо значимого яснее ясного говорит о том, что это самое отсутствующее нечто и есть самая суть произведения. Его нерв, пульс и столп.

Репин И. Е., "Автопортрет", 1894, холст, масло, Государственный музей Л.Н. Толстого. Выставка "Точки зрения" в Музее русского импрессионизма, Москва
Репин И. Е., "Автопортрет", 1894, холст, масло, Государственный музей Л.Н. Толстого. Выставка "Точки зрения" в Музее русского импрессионизма, Москва

Автопортрет даёт наиболее чёткое понимание того, как его создатель относился к самому себе, как рефлексировал мир, в каком из срезов реальности пребывал. Это, пожалуй, единственный подвид портрета, который заранее сдаётся на милость Времени, даже не пытаясь пробиться сквозь Его тенета навстречу будущей аудитории. Зато бесстрастнее любого фотографа и нагляднее любого стороннего взгляда комментирует каждую картину мастера, написанную в хронологически сопоставимый творческий период. Просто поставьте рядом автопортрет художника и любую его картину, написанную в то же пятилетие- и многое станет яснее.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #культурология #современное искусство #изобразительное искусство #искусство #живопись