Урок: чтение
Тема: дифференциация на слух в произношении и чтении звуков и букв Г-К
Цель: формирование у детей навыка дифференцировать звуки Г-К
Задачи:
- учить находить буквы Гг, Кк в печатном тексте, читать слоги и слова с изученными буквами;
- обогащать словарный запас детей, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность;
- формировать положительную учебную мотивацию.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и порадуйте хорошей активной работой.
- Когда вы шли в школу обратили ли вы внимание на то, какое сегодня чудесное утро?
- Что вы можете сказать про сегодняшний день? (работа с календарём природы)
Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на урок к нам пришли дети. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Им очень интересно побывать в школе, и хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.
- А вам интересно узнать, как зовут наших гостей? На доске я записала их имена, но куда-то пропали первые буквы. Кто назовёт эти буквы? (на доске: .о-ша .и-ра)
- Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы Г, К, звуки (г,к). Но прежде, чем учиться различать, давайте подготовим речевой аппарат к работе.
Фонетическая зарядка.
Дыхательные упражнения.
Подготовим язычок и губы. Игра «Потолок, пол, правая стеночка, левая стеночка».
Как гогочет гусь? (Га-га-га...)
Как кудахчет курочка? (Ко-ко-ко...)
Игра «Эхо». Повторяйте за мной: ка-га, га-ка, ко-го-го, ги-ки-ки, ку-гу-ку, гу-ку-ку.
Дифференциация звуков (г), (к).
- А для чего нам нужно уметь различать звуки?
- Что вы знаете про эти звуки?
- Какие они гласные или согласные? Давайте сравним звуки.
- Положите ладошку на горло. Если чувствуется дрожание, это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
- Закройте уши ладонями и произнесите звонкий звук (г) и глухой (к). Назовите согласный звонкий звук, согласный глухой звук. Звук (г) соответствует букве г, (к) – к.
- Подставьте буквы в имена детей, и вы узнаете, как зовут мальчика и девочку. Прочитайте имена детей.
- Мы нашли буквы и узнали имена наших гостей.
- Давайте предложим им поиграть. Игра называется «Покажи телодвижением». Покажите телодвижением букву Г, К.
- Игра «Хлопни правильно», Послушайте слова. Когда услышите слова со звуком (г) – хлопните в ладоши, а если со звуком (к) – хлопните кулачком об кулачок.
Слова: кот, мак, газ, майка, голос, рога, гусь, санки, нога, гора, кожа, кит.
- Сейчас мы на слух учились определять в словах звуки (г), (к).
Работа с раздаточным материалом.
- Давайте покажем Кире и Гоше как мы умеем красиво выполнять задания.
Пальчиковая гимнастика.
Поиграем в игру «Вышли пальчики гулять».
Сожмите пальчики в кулак и вместе со мной произносим слова
Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно разгибаются пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (Шевеление пальцами)
Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно пальцы сжимаются в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
- Подготовили пальчики к работе:
- Раскрасьте букву К синим карандашом.
- Найдите букву К среди других букв и обведите её в кружок синим карандашом.
- Пропишите букву Г.
Зарядка для глаз.
- Я предлагаю подготовить наши глаза к чтению. Сначала посмотрите вверх, затем вниз, вдаль, вправо, влево, на кончик носа.
Работа по учебнику.
- Открываем учебники на странице, где есть закладка и откройте следующую страницу.
- Прочитайте слоги парами.
- Прочитайте слоги с буквой г, прочитайте слоги с буквой к.
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Теперь читаем слова. Предложения.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнем. Встали, вздохнули.
Руки в стороны, вперёд. Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, Шагают.
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
По лесной тропинке шли. Шагают.
Вдруг грибочки мы нашли.
Присели, собрали Присели и собирают.
И дальше пошли. Шагают.
Дружно хлопаем, Хлопают.
Ногами топаем. Топают.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! Садятся на места.
- Работа над текстом «Аристы». Кто был в лесу? (артисты)
- На чём играла утка? (на гитаре)
- Кто дул в дудки? (гуси)
- Кто бил в барабан? (баран)
- Кто были рады игре артистов? (вороны, галки и кукушки)
- Что сейчас прочитали? О ком рассказ? Кто играл на музыкальных инстументах?
- Найдите и прочитайте слова с буквой К, с буквой Г.
- Что мы сейчас делали?
Итог занятия.
- Как вы думаете, понравилось ли Гоше и Кире у нас на уроке? Чему мы учились?
- Какие звуки учились различать?
- Дайте краткую характеристику этих звуков? (к- согласный, глухой, произносится без участия голоса, г- согласный, звонкий, в произношении участвует голос)
Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы.