Урок: Чтение.
Тема: Слоги и слова со звуком [З] и буквой З.
Цель: автоматизация звука [З] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь обучающихся.
Задачи:
- отработка четкого произношения звука [З], выделение звука из звукового и слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и уточнение словаря; совершенствование навыков чтения;
- развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, внимания и памяти;
- формирование аккуратности, усидчивости, организованности на уроке, положительной мотивации к учебе.
Ход урока.
Организационный момент.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, мы познакомимся с новой сказкой про веселый язычок.
Живет во рту язычок. Рот – это его домик. У домика две двери. Одни двери – это губы. Другие двери – это зубы.
Двери открылись, и вышел язычок погулять. Увидел, что на улице снег, и спрятался в домик. (3 раза)
Есть в домике крылечко – нижние зубы. Потрогайте их язычком. Покажите, как язычок упирается в крылечко. (3 раза)
- Молодцы ребятки, ваши послушные язычки готовы к работе.
Работа со звуком.
- Ребята, сегодня мы не будем заниматься, а пойдем в гости к зверям в зимний зоопарк.
- Вы были когда-нибудь в зоопарке?
- Каких зверей вы там видели?
- В зоопарке живут звери, привезенные к нам из разных стран.
- Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Зоя, которая поведет нас в зимний зоопарк.
- Ребята, кто запомнил, как зовут девочку? (Девочку зовут Зоя).
(На доске плакат «Животные зоопарка».)
- Ребята, куда мы сегодня отправимся? (В ЗООПАРК)
- Посмотрите, какие животные обитают в зоопарке.
- Какие животные вам знакомы? (опрос по цепочке)
- А в каком из названных вами животных поселилась буква З? (разбор каждого слова поочерёдно)
- - Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)
Определение места звука в слове.
- Зоя приготовила нам интересные задания.
- Что нам приготовила Зоя? (задания)
- Сейчас, я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и произнесёте это слово. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте.
- Что я вам загадаю? (загадки)
Гуляю я, и в дождь, и в зной
Характер у меня такой.
(Зонт)
- Что нам помогает укрыться от дождя?
- Произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ЗЗЗОНТ.
- Где слышится звук [З] в этом слове?
Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
- Произнеси отгадку.
- Давайте все вместе произнесём ГЛАЗЗЗА.
- Где слышится звук [З]?
Что за чудная вещица!
Хрусталя она царица.
На столе цветы в ней ставят,
Чемпионам тоже дарят.
Дружно все сказали сразу,
Ну конечно это ……..?
(Ваза)
- Произнеси это слово. Послушай, как надо сказать ВАЗЗЗА.
- Давайте, все вместе произнесем это слово.
- Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)
- Ребята, давайте назовем все отгадки.
-Итак, во всех этих словах слышится звук «З». Произнесите его З-З-З
Артикуляция звука.
- Ребята, при произнесении звука [З]:
Губки – улыбаются
Зубки – «заборчиком»
Язычок – упирается в «крылечко»
Горлышко – дрожит.
- Давайте возьмем зеркала и хором произнесем звук [З].
- Скажите, в каком положении губы при произнесении звука [З]?
-А зубы в каком положении? А где лежит язычок?
Характеристика звука в домике.
- Ребята, посмотрите на доске у нас 2 дома: красный и синий.
- В какой домик мы поселим звук [З]?
- Почему в синий? (Потому, что он согласный)
- А как вы догадались? ( Он произносится языком, губами и горлом)
- Символ звука [З]: комар звенит ЗЗЗЗЗЗ
- Давайте с вами позвеним, как комары ЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Закрепление зрительного образа буквы З.
Ребята, звук [З] на письме обозначается буквой З.
- Посмотрите, как она пишется.
-Итак, буква З обозначает звук [З], символ этого звука звенящий комар. Этот звук согласный, звонкий.
Игра «Поймай звук» - развитие фонематического слуха.
- А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук [З]. Приготовили свои ладоши, поставили локти на парту, чтобы я видела, что вы готовы играть.
(Звуковой ряд: К З Т З А З З У З)
-Очень хорошо мы с вами поиграли. Молодцы!
Хоровое произношение слогов и чистоговорок.
- Откройте учебники на стр. 101 и прочитаем вместе:
За-за-за – от лисы ушла коза.
Зу-зу-зу – мыли Лизу мы в тазу.
Зи-зи-зи – нас на санках повози.
Физкультминутка.
-Ребята, представьте себе, что вы – зайки. Давайте поиграем.
«Зайки»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
По пеньку он громко бьёт
Нас к себе играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок да скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Работа по учебнику.
Чтение предложений на стр. 101-102
Определение в каждом слове с буквой З количества слогов, где слышится звук [З]? (в начале, в середине или в конце слова).
Итог.
- С каким звуком и буквой мы сегодня работали? Произнесите его.
- В каком домике он живет?
- Значит, он какой, гласный или согласный?
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.