Найти в Дзене

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Слоги и слова со звуком [З] и буквой З"

Урок: Чтение.

Тема: Слоги и слова со звуком [З] и буквой З.

Цель: автоматизация звука [З] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь обучающихся.

Задачи:

- отработка четкого произношения звука [З], выделение звука из звукового и слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и уточнение словаря; совершенствование навыков чтения;

- развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, внимания и памяти;

- формирование аккуратности, усидчивости, организованности на уроке, положительной мотивации к учебе.

Ход урока.

Организационный момент.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, мы познакомимся с новой сказкой про веселый язычок.

Живет во рту язычок. Рот – это его домик. У домика две двери. Одни двери – это губы. Другие двери – это зубы.

Двери открылись, и вышел язычок погулять. Увидел, что на улице снег, и спрятался в домик. (3 раза)

Есть в домике крылечко – нижние зубы. Потрогайте их язычком. Покажите, как язычок упирается в крылечко. (3 раза)

- Молодцы ребятки, ваши послушные язычки готовы к работе.

Работа со звуком.

- Ребята, сегодня мы не будем заниматься, а пойдем в гости к зверям в зимний зоопарк.

- Вы были когда-нибудь в зоопарке?

- Каких зверей вы там видели?

- В зоопарке живут звери, привезенные к нам из разных стран.

- Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Зоя, которая поведет нас в зимний зоопарк.

- Ребята, кто запомнил, как зовут девочку? (Девочку зовут Зоя).

(На доске плакат «Животные зоопарка».)

- Ребята, куда мы сегодня отправимся? (В ЗООПАРК)

- Посмотрите, какие животные обитают в зоопарке.

- Какие животные вам знакомы? (опрос по цепочке)

- А в каком из названных вами животных поселилась буква З? (разбор каждого слова поочерёдно)

- - Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)

Определение места звука в слове.

- Зоя приготовила нам интересные задания.

- Что нам приготовила Зоя? (задания)

- Сейчас, я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и произнесёте это слово. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте.

- Что я вам загадаю? (загадки)

Гуляю я, и в дождь, и в зной

Характер у меня такой.

(Зонт)

- Что нам помогает укрыться от дождя?

- Произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ЗЗЗОНТ.

- Где слышится звук [З] в этом слове?

Два брата через дорогу живут,

А друг друга не видят.

(Глаза)

- Произнеси отгадку.

- Давайте все вместе произнесём ГЛАЗЗЗА.

- Где слышится звук [З]?

Что за чудная вещица!

Хрусталя она царица.

На столе цветы в ней ставят,

Чемпионам тоже дарят.

Дружно все сказали сразу,

Ну конечно это ……..?

(Ваза)

- Произнеси это слово. Послушай, как надо сказать ВАЗЗЗА.

- Давайте, все вместе произнесем это слово.

- Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)

- Ребята, давайте назовем все отгадки.

-Итак, во всех этих словах слышится звук «З». Произнесите его З-З-З

Артикуляция звука.

- Ребята, при произнесении звука [З]:

Губки – улыбаются

Зубки – «заборчиком»

Язычок – упирается в «крылечко»

Горлышко – дрожит.

- Давайте возьмем зеркала и хором произнесем звук [З].

- Скажите, в каком положении губы при произнесении звука [З]?

-А зубы в каком положении? А где лежит язычок?

Характеристика звука в домике.

- Ребята, посмотрите на доске у нас 2 дома: красный и синий.

- В какой домик мы поселим звук [З]?

- Почему в синий? (Потому, что он согласный)

- А как вы догадались? ( Он произносится языком, губами и горлом)

- Символ звука [З]: комар звенит ЗЗЗЗЗЗ

- Давайте с вами позвеним, как комары ЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Закрепление зрительного образа буквы З.

Ребята, звук [З] на письме обозначается буквой З.

- Посмотрите, как она пишется.

-Итак, буква З обозначает звук [З], символ этого звука звенящий комар. Этот звук согласный, звонкий.

Игра «Поймай звук» - развитие фонематического слуха.

- А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук [З]. Приготовили свои ладоши, поставили локти на парту, чтобы я видела, что вы готовы играть.

(Звуковой ряд: К З Т З А З З У З)

-Очень хорошо мы с вами поиграли. Молодцы!

Хоровое произношение слогов и чистоговорок.

- Откройте учебники на стр. 101 и прочитаем вместе:

За-за-за – от лисы ушла коза.

Зу-зу-зу – мыли Лизу мы в тазу.

Зи-зи-зи – нас на санках повози.

Физкультминутка.

-Ребята, представьте себе, что вы – зайки. Давайте поиграем.

«Зайки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

По пеньку он громко бьёт

Нас к себе играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок да скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Работа по учебнику.

Чтение предложений на стр. 101-102

Определение в каждом слове с буквой З количества слогов, где слышится звук [З]? (в начале, в середине или в конце слова).

Итог.

- С каким звуком и буквой мы сегодня работали? Произнесите его.

- В каком домике он живет?

- Значит, он какой, гласный или согласный?

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.