Найти тему
Записки — Адвокат Шарков

Что ждет учеников, учителей, родителей и школы с 1 сентября 2022? Какие изменения ФГОС вступят в силу?

Приветствую Вас на канале, уважаемые читатели!

Стараюсь не проходить мимо законов и подзаконных актов, так или иначе связанных с интересами большей части граждан страны. Документ, о котором пойдет речь в статье был принят больше года назад, однако, действовать будет с 1 сентября 2022 года, поэтому не торопился. И всем известная медицинская ситуация внесла свою лепту в столь долгий период времени от принятия приказа, до начала его действия.

https://demotivation.ru/wp-content/uploads/2021/06/19-5.jpg
https://demotivation.ru/wp-content/uploads/2021/06/19-5.jpg

Итак, речь идет о Приказах Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования за № 286 и "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" за № 287

То есть, все средне-общеобразовательные заведения с 1 сентября 2022 года должны работать по новым правилам, на основании нового ФГОС, уже третьего поколения.

Документы объемные, содержательные, те, кому положено знать от и до, надеюсь, уже с ними на ты. Для всех остальных - постараюсь, объяснить, что за зверь такой ФГОС, вообще и остановиться на более интересных, и значимых, на мой взгляд, моментах в новых стандартах, в частности. Выскажу свое мнение. Можно почитать самостоятельно, номера Приказов я указал выше.

То, что федеральный государственный образовательный стандарт стандарт (ФГОС) регламентирует порядок обучения, является нормативно-методическим документом не новость ни для учителей, ни для родителей учеников.

https://unionset.ru/content/uploads/photos/2020/09/ussr_a6737130aebca0ac3fd4fe97cd567fa0.jpg
https://unionset.ru/content/uploads/photos/2020/09/ussr_a6737130aebca0ac3fd4fe97cd567fa0.jpg

ФГОС гарантирует доступность получения всеми гражданами страны качественного образования, комфортные условия обучения, которые с учетом новых технологий должны быть адаптированы для реализации учебных программ. Однако, в данных вопросах мнения различны, впрочем, как различно и полученное образование. И совсем не секрет, что даже уровень оснащения учебных заведений очень разный. Конечно, открывается много новых, современных школ и это плюс, но, говорить о том, что каждый ученик находится в условиях, отвечающих всем необходимым требованиям пока рано.

И качество образования не всегда оправдывает ожидания. А исходя из реалий жизни и учитывая, что сейчас стать преподавателем можно без высшего и средне-специального образования, пройдя небольшую подготовку и сдав тесты на профпригодность, даже не знаю, каким оно будет дальше. Конечно, есть очень интересные, образованные люди, так сказать "гуру" в каких-либо вопросах - изобразительного искусства, литературы, истории... Не спорю, что многих из них слушать - одно удовольствие. Верю, что могут дать знаний куда больше некоторых учителей с дипломом. Считаю, что привлекать их к процессу образования нужно. Но думаю, что и к обучению преподавателей, и к подготовке таких специалистов необходимо предъявлять повышенные требования. Ведь педагог, как мне кажется, не только должен учить. Ему необходимо знать и психологию подростка, учитывать его психическое состояние и много других факторов. Он должен быть безупречен. Согласитесь, требовать от учеников не пользоваться гаджетами во время урока, но при этом, позволять себе писать и читать СМС сообщения, отвечать на телефонные звонки во время того же урока неправильно, также как требовать от детей "приличных" причесок, обуви, речи..., но при этом иметь неопрятную прическу, домашние шлепки ...и переходить на молодежный сленг в общении с подростками. Навряд ли такое поведение педагога
вызовет желание его уважать и сделает преподавателя человеком, который будет пользоваться авторитетом.

Итак, в 2004 году в силу вступил первый ФГОС. Я бы охарактеризовал его, как "просто общий", предполагающий общее предметное обучение школьников, общий характер тем, предметов. При этом, учитывать психологические и личностные особенности в развитии учеников стало ненужным, от слова совсем.

В 2009 году было утверждено, так сказать, второе поколение ФГОС. Данная версия, должна была решить проблемы, которые возникли в период реализации предшествующей версии стандартов. Удалось или нет повернуться лицом к личности подрастающего поколения, создать для всех равные условия, развивать их научный, творческий, спортивный потенциал - судить не мне, время покажет.

https://dzerginsk.by/uploads/86/69/8669cd95955ff4782dc803a46fe866c7.png
https://dzerginsk.by/uploads/86/69/8669cd95955ff4782dc803a46fe866c7.png

Ну и внедрение в обучающий процесс, с начала нового 2022 учебного года, новых стандартов обучения (ФГОС 2021).

Что нового ждёт заинтересованных лиц?

Имеющие доступ к "телу" считают данный стандарт более усовершенствованным, конкретным и составленным с учетом ошибок ранее принятых регламентов. Некоторые аспекты обсуждались как с родителями так и с профессионалами, работали в тестовых режимах в некоторых школах.

Да, конкретизация требований к образованию налицо, раскрыты и четко сформулированы понятия и все составляющие процесса. Конкретизация - это хорошо, главное, чтоб требования были адекватными. Конкретика во всем, в материально технической базе, в подготовке преподавателей, в планировании занятий, в документообороте...

Больше внимания уделяется квалификации педагогов. Заниматься образованием детей сможет только квалифицированный, дипломированный педагог, имеющий соответствующую квалификацию и категорию. ( Где ж их, таких к сентябрю в нужном количестве найдут?) Конечно, было бы хорошо. А если учитывать тот факт, что педагог не просто человек, а человек, от которого зависит каким будет общество, то необходимо уделять внимание всем качествам преподавателя, создать комфортные условия для раскрытия лучших его черт.

Предусматривается объединить в единое и неразрывное целое воспитание и обучение. Взят курс на гражданско-патриотическое, эстетическое, нравственное, физическое, духовное, экологическое воспитание. Не обошли вниманием и такой аспект, как ценность научного познания. Радует то, что данные постулаты не только перечислены, но и конкретизированы. Например, патриотизм -" интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры; ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране."

У школ появится возможность самостоятельно не только реализовывать, но и разрабатывать программы по углубленному изучению тех или иных предметов.

Чётко определено, что должен знать, понимать учащийся в рамках каждого конкретного предмета.

Второй иностранный язык теперь не обязательный. Он может быть, если у школы есть желание, возможности и кадры. Должно учитываться мнение родителей.

Шахматы в школьной программе отсутствуют. Долго их пытались внедрить, но не судьба. Конечно, по собственной инициативе школа может вводить данный предмет, как и многие другие. А жаль. Думаю, некоторые предметы можно было перевести в разряд факультативов. А вот шахматы, настольный теннис и бадминтон были бы не лишними. Первые - учат думать и просчитывать ситуацию на перспективу, а второй и третий - полезны для глаз.

Изменение учебной нагрузки ( в сторону уменьшения), единая структура документов по всем предметам, есть и такие новшества. Многие их с нетерпением ждут.

https://unionset.ru/content/uploads/photos/2020/09/ussr_a6737130aebca0ac3fd4fe97cd567fa0.jpg
https://unionset.ru/content/uploads/photos/2020/09/ussr_a6737130aebca0ac3fd4fe97cd567fa0.jpg

Непосредственно изменённые стандарты коснутся тех, кто отправится в сентябре 2022 года в первые и пятые классы!!!!

На некоторых требованиях хочется остановиться подробно, потому что глядя на них, уже сейчас хочется сказать, как великий Станиславский :"Не верю"! Не верю в то, что они будут реализованы во всех учебных заведениях. Да, хотелось бы, но "не верю", буду искренне рад, если заблуждаюсь.

Итак : "....Наличие концертного или актового зала (проветриваемого, с запасным выходом.... отдельное помещение для занятий музыкой и содержания музыкальных инструментов с хорошей шумоизоляцией... создание условий для работы с одаренными детьми: наличие специальных секций, оборудования и инструментария, педагогов с соответствующими компетенциями... введение дополнительных секций... творческие и спортивные кружки, научные лаборатории..."

Параллельная вселенная. Хотя, в моем детстве, в прошлом веке, все это было. Для всех желающих и совершенно бесплатно.

Конечно, ФГОС призван ликвидировать недостатки предшествующих регламентов, построить процесс образования с учетом нового времени. Появилась конкретика в понятиях, правах, обязанностях участников процесса, в навыках и умениях. Обучение направлено на развитие творческого подхода в решении поставленных задач, формировании логического и аналитического мышления, приближения полученных знаний к реальной жизни.

Плюс и в том, что теперь, должны учитываться индивидуальные особенности и способности каждого ученика.

Большое внимание должно уделяться изучению особенностей развития и становления отечественной науки, культуры, государства.

Появилась вариативная часть учебного плана, с правом родителей выбирать наиболее подходящий предмет для изучения ребенка ( из списка вариативных дисциплин ). Деление дисциплин на обязательные и вариативные, думаю, еще не раз будет корректироваться. Главное, чтобы не получилось так, что когда-то не обязательный предмет, вдруг, в одночасье, стал обязательным и учащиеся столкнулись с необходимостью их экзаменационной сдачи, находясь на разных уровнях изучения.

На мой взгляд, огромный минус новых стандартов в том, что их реализация, в полном объеме, зависит от финансирования учебных заведений. А оно разное. Как и уже существующая материально-техническая база, у всех учебных заведений она разная. Поэтому, кто-то будет и второй иностранный язык учить, и в кружках, и секциях заниматься, и в инновационных лабораториях опыты проводить, а кто-то всего этого не увидит.

Проверками "вынесут мозг" педагогам с планами обучения. Если разработали единый формат оформления документов, почему не сделать эти самые планы для учителей по каждому уроку для всех классов? Педагогу было бы проще внести изменения под конкретный класс, оставалось бы больше времени на работу с детьми.

Жесткая система оценки знаний ( к слову сказать, такая была во время моей учебы в школе), думаю, будет давать сбои. Ведь количество времени для развития базовых знаний и навыков, как и особенности преподавания разные. Опять будет выбор между фактическим и требуемым, качеством знаний, и тем, что в плане...

Коснётся детей принятых в первые и пятые классы. Ну что сказать? Остальные нервно ждут в сторонке.

Невольно вспомнились строчки стихотворения Фофанова :"Ах, экономна мудрость бытия: всё новое в ней шьется из старья". Действительно, "новое - это хорошо забытое старое". Хорошо, что что-то меняется. Плохо, когда изменения не всегда продуманы и целесообразны и сопровождаются тотальным разрушением существующих основ. Согласитесь, за прошедшее время, а это не одно десятилетие, можно было детально изучить все имеющиеся системы образования, взять самое лучшее, проанализировать, насколько оно уместно в нашей стране, с нашим менталитетом и нашими идеалами и постепенно, шаг за шагом, внедрять в имеющуюся систему образования. Не рубить с плеча, а тихо, планомерно идти к намеченной цели.

Желаю Вам удачи!

Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.

Задать вопрос и записаться на консультацию можно здесь.

Больше полезной информации здесь.

Более подробно обо мне и моей деятельности здесь.

#фгос #школа #экзамены #закон #приказы #ученики #образование #программа #адвокат #юрист