Наша искренность, с самим собой в первую очередь, открывает дорогу к внутреннему освобождению - тому самому, о котором так много говорится в восточных философских учениях и западной научной психологии. Искренность - залог этого освобождения и возвращения себе себя настоящего.
На самом деле, иногда достаточно быть по-настоящему искренним с собой, чтобы изменить свою жизнь на 180 градусов.
Но искренности боятся.
Она активно табуируется и представляется в роли источника зла почти вселенского масштаба. И на то есть глубинные причины у неискреннего мира.
Однако настоящая искренность никогда про то, чтобы причинить вред себе или другому. Она всегда идет рука об руку с ответственностью. Она никогда не разрушает - ни вас, ни других.
Напротив, искренность созидательна: ломает лед отстранения и пренебрежения, сближает, латает раны, оживляет.
Она никогда не станет прикрываться самооправданием или обвинением Другого, она исцеляет стыд и вину. В судебной практике не зря говорится, что “чистосердечное признание облегчает наказание”.
Если ты осознаешь (а не просто знаешь), что “ты - это ты” и какой именно ты, то никто и ничто не может пристыдить или вменить в вину за это. Стыд и вина - это как раз инструменты, созданные подчеркнуть, что вы не оправдали ожидание представлениям Другого о вас.
Эти инструменты появляются там, где ваша “инаковость” отвергается Другим и стигматизируется.
А Другой отвергает вашу “инаковость” вследствие того, что когда-то в чем-то была отвержена его “инаковость” - и так по цепочке через поколения и тысячелетия.
И все потому, что “двух одинаковых” не существует, мы все “инаковы”, каждый по-своему, но признать и присвоить себе силу своей “инаковости”, а значит и “инаковости” другого смогли не все.
С искренностью мы рождаемся, с неискренностью мы знакомимся позже в наших отношениях с Другими и закрепляем навык быть неискренним (= ненастоящим, ложным, а значит неживым) в последующие годы, для большинства из нас - десятилетия.
Заученная неискренность - результат некогда принятого свода из табу со стороны значимых для нас взрослых, нарушение которых обязательно повлекло бы за собой психологическое наказание (в том числе, в виде агрессивного пристыжения), а часто и угрозу физической расправы.
Страх лишиться взрослого, который обеспечивал кров и пищу, вынуждал принять эти правила игры в “соответствие ожиданиям и представлениям другого о нас” ради выживания, прежде всего физического.
Но настоящая искренность освобождает нас от всех ложных, некогда навязанных извне и вынужденно принятых нами представлений о себе и мире, от всех наших внутренних “чемоданов без ручки”.
Открываться в сторону настоящей искренности всегда тревожно. А вдруг снова отвергнут, не примут - раны прошлого ноют и громко дают о себе знать. Но вы теперь сам взрослый, вам больше не нужно подстраиваться, чтобы выжить.
Напротив, чем более искренним, настоящим вы будете, тем плавнее и легче вы “выживете” в этом мире. И даже если кто-то не примет вашу “инаковость”, вы будете двигаться дальше (и обязательно встретите Других, подружившихся со своей “инаковостью” и принимающих вашу в том числе).
А все дело в том, что искренность равнозначна силе. Чем чаще вы выражаете настоящую искренность, тем сильнее вы становитесь (вернее сказать, вы возвращаете и присваиваете себе силу через признание за собой права быть самим собой до того, как вы стали воплощением чужих ожиданий).
Неискренности обучаются в отношениях, но и возвращают искренность себе также в отношениях.
Любые отношения - с самим собой и другими - являются терапевтическими, если в них вы можете позволить себе открыто проявляться без страха быть осужденным и отвергнутым. Проявлять искренность в выражении того, что для вас важно, интересно; о чем вы думаете и чувствуете, что вас волнует в данный конкретный момент, делиться тем, где вам больно, страшно, стыдно, грустно.
В психотерапевтических отношениях терапевту первому выпадает ответственность создать такие условия безопасности, доверия, безоценочного принятия, в которых самораскрытие (искренность быть собой) становится возможным. Вы узнаете (возможно, впервые), каково это - быть принятым, не отвергнутым за то, кто и какой вы есть и научаетесь так же принимать и не отвергать себя / Другого в отношениях с собой и Другим.
Увы, для многих из нас психотерапевтические отношения становятся первым опытом, где мы восстанавливаем связь со своей искренностью, получаем доступ к спрятанной внутренней силе и возвращаем себе смелость БЫТЬ.
Хорошая новость в том, что побывав хотя бы однажды в таких отношениях (необязательно психотерапевтических) в относительно продолжительной перспективе - с самим собой и с другим - вы больше не сможете находиться в любых других / новых отношениях в ином качестве.
Как только вы усвоите (точнее, заново откроете в себе), каково это - быть открыто выражающим себя, искренним, живым - вы больше никогда не согласитесь на что-то меньшее. Вас больше невозможно испугать возможным отвержением вас Другим за то, кто вы и какой вы. Ложное (неискреннее) “Я”, некогда проросшее из необходимости выжить через подстраивание под ожидания и требования Других, распадется, и ваше истинное (живое, искреннее) “Я” вернется к Жизни.
Вы вернетесь домой.
Всем смелости быть искренним.
Быть Живым.
На вашей стороне,
Алина Сулейман
https://autentica.space/