Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

В фильме «Варяг» Роберт Эггерс вновь идет на грани хоррора, жестко, но справедливо

Оглавление

Экранизация легенды, с которой Шекспир срисовал «Гамлета», выглядит идеальной. Во-первых, другой мы и не видели. Во-вторых, в этой истории в полную силу высказался режиссер Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк»). В-третьих, главный герой – не рефлексирующий умник, а монстр, уничтожающий все на своем пути.

Амлет и славянка Ольга. Кадр из к/ф «Варяг».
Амлет и славянка Ольга. Кадр из к/ф «Варяг».

В конце IX века в скандинавском королевстве (типа Норвегии) раненый король Орвандилл (Итан Хоук) возвращается к жене Гудрун (Николь Кидман) и юному сыну Амлету. Король передает правление сыну и почти тут же его убивает брат Фьолнир. Пацану удается убежать.

Через десяток лет суровый викинг-берсеркер Амлет (Александр Скарсгард, который выглядит не на 25 лет, а на все свои 45) наводит ужас на территории Русской земли. События там довольно мрачные, одни славяне совместно с викингами выносят деревни других славян, ведут себя крайне жестко.

Однажды Амлет встречает ведьму (Бьорк), которая говорит, что хватит обычной геополитической резни, пора заняться личными делами – отомстить. После разграбления часть пленников направляют в Киевскую Русь, часть в скандинавские земли.

Король Орвандилл (Итан Хоук) возвращается домой. Кадр из к/ф «Варяг».
Король Орвандилл (Итан Хоук) возвращается домой. Кадр из к/ф «Варяг».

Амлет притворяется рабом, чтобы попасть в Исландию, где живут Фьолнир и Гудрун, которых выгнали из Норвегии и Дании. Компанию ему составляет рабыня Ольга из Березового леса (Аня Тейлор-Джой), в арке которой ничего общего с судьбой Офелии, кроме любви к Амлету.

Рядом с темным фэнтези

Фильм очень условный и театрализованный и легко ложится на полку с недавней отличной постановкой «Трагедия Макбета» от Джоэла Коэна. А также «Варяг» своей минималистичной дикостью и перегретой маскулинностью придется по душе ценителям российского «Скифа».

Роберт Эггерс в предыдущих двух фильмах работал близко к грани, разделяющей реальность и мистику и активно использовал дикую природу. Вот и в «Варяге» так: дичайшая скандинавская природа, суровые нравы, элементы фолк-хоррора и фэнтези.

Кадр из к/ф «Варяг».
Кадр из к/ф «Варяг».

Мистичности добавляют легендарный меч Драугр, что достался Амлету, череп, срисованный с Уиллема Дефо, колдуна, проводившего посвящение Амлета в короли (это вместо привычных останков Йорика).

Амлет взывает к Одину, в пути его сопровождают вороны. Иногда появляются какие-то видения. Вроде валькирии с подкрашенными канавками на зубах (некоторые зрители принимают их за брекеты), напоминающей ангела из хоррора «Песнь дьявола», помогающей Амлету ускакать от врага. Фьолнир проводит суровые языческие ритуалы с жертвоприношениями. Амлету видится его родовое дерево и т.п.

В итоге возникает атмосфера темного фэнтези, реально темного по картинке и украшенного многочисленными сценами применения холодного оружия, которые выглядят на грани со слэшером и изобилуют сплаттер-эффектами.

Юный Амлет. Кадр из к/ф «Варяг».
Юный Амлет. Кадр из к/ф «Варяг».

Все это в сочетании с мастерской режиссурой и работой отличных актеров создает изысканно «готичное» зрелище, которое порадует даже тех (вроде меня), кого мало вдохновляет шекспировский «Гамлет».

Последний бой язычников

Амлет выглядит более-менее нормальным только в детстве. С первых же кадров взрослой жизни это явный антигерой (не говоря уж о том, что факт разорения европейским чужаком русских земель напрягает российского зрителя), который при определенных раскладах может опуститься и до статуса антизлодея.

Везде, где ступает его нога, не остается живого места. Амлет мстит так, как это делают маньяки в самых жутких неонуарах, без тормозов карая даже невинных. По сравнению с таким мстителем антагонист Фьолнир просто фермер на лужайке.

Постер к/ф «Варяг».
Постер к/ф «Варяг».

Единственная светлая мысль в этом круговороте насилия – надежда на то, что дети будут жить лучше. Да и та слабая. И еще это история на излете скандинавского и славянского язычества и на пороге прихода христианства, к которому где-то ближе к Киеву, возможно, придет Ольга. Хотя и этот переход, как мы знаем, не был большим шагом к гуманизму. Роберт Эггерс снова суров, но справедлив в оценке времен и нравов. Не удивляет, что его антигламурный подход радует многих зрителей.

Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!