Если говорить о российских архитектурных традициях, то неорусский стиль — пожалуй, один из моих любимых. Не потому, что я такая уж ярая патриотка, а сугубо из эстетических соображений — яркий, нарядный, запоминающийся... да и самобытный, куда без этого! Не перепутаешь ни с чем. И, как мне кажется, этот стиль очень подходит зимним пейзажам (ну, зима и Россия вообще подходят друг другу!). Так что сейчас самое время для такой прогулки.
Для начала — пятиминутка историко-культурного занудства. Давайте разберёмся: почему он вообще стал популярным, этот неорусский стиль — ну, после двух веков итальянского барокко и французского ампира?..
- Во-первых, это всё ещё модерн, — а, значит, не совсем русский стиль, а игра в русский стиль. Ну, сказано же: неорусский. Примерно в то же время в Европе строили и неоготику — каждая страна возвращалась к тому, что было 300-400 лет назад, переосмысляя национальные традиции на новый лад. Это красиво, это самобытно, но всё-таки отличается от настоящих теремов XVII века.
- Во-вторых, в начале ХХ века готовились праздновать 300-летие Дома Романовых: будущий царь Михаил, напомним, короновался в 1613 году. Следовательно, нужно было как-то подчеркнуть связь с предками, которые передали тогдашним Романовым идеалы и веру в бога. Это не только архитектуры касается, в других сферах искусства примерно в то же время появилась мода на а-ля рюс. Помните «Русские сезоны» в балете, над которыми колдовали Дягилев и Фокин?
- В-третьих, на рубеже веков уже очевиден был кризис империи. Учебник истории пересказывать не буду, все всё помнят. Ну а лучший способ приободрить людей в трудную для всей страны минуту — сыграть на национальном самосознании: мы, мол, русские, мы особенные, не нужно нам ничего западного, у нас есть птица-тройка, терема и золотые купола... Ничего не напоминает? Да-да.
Ну а теперь, разобравшись, что и почему, пойдёмте гулять по Москве!
Самые хрестоматийные примеры — ГУМ и Исторический музей на Красной площади — приводить не буду: про них уже сказано достаточно, нет смысла повторяться. Тем более, я сама недавно писала про специфическую московскую карьеру архитектора Александра Померанцева, который этот ГУМ построил: ссылка тут. Не буду говорить и про здание Третьяковской галереи — тоже предсказуемо. Сегодня обратим внимание на другие здания: что и как смотреть в Москве, если хочется увидеть настоящий русский стиль?
1) Дом Игумнова на Большой Якиманке (сегодня — посольство Франции). Наверное, один из самых известных пряничных неорусских теремков. Здание построено по заказу купца Николая Игумнова в 1895 году. Строили с размахом поистине купеческим: теремок украшен изразцами, сделанными на заводе Кузнецова, а кирпич выписывали из Голландии. Старорусская красота царит и внутри здания — декоративные элементы вроде арок с «гирьками» и причудливо изогнутых дутых колонн в холле первого этажа, который продолжается такой же яркой лестницей. Сегодня здание занимает посольство Франции и, конечно, французы многое внутри оформили на свой вкус: например, добавили к старорусским интерьерам замечательные французские гобелены, привезли соответствующую мебель... но колорит всё равно остался!
2) Дом Лопатиной на Большой Никитской (сегодня — посольство Бразилии). Особняк был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского, визитной карточкой которого был вошедший в ту пору в моду старинный русско-византийский стиль (именно он создал здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и арку Третьяковского проезда на Никольской).
Фасад особняка на Большой Никитской отделан фигурным кирпичом завода Алексея Гусарева, а яркие керамические изразцы выполнены на знаменитых мастерских Сергея Масленникова, где производили российскую майолику. Эти изразцы можно увидеть невооруженным глазом — не только на фасаде здания, но и на окружающем его заборе. Если смотреть издалека, дом слегка напоминает яркий дорогой ковёр.
Сегодня в здании — посольство Бразилии: здесь та же история, что с французами, и многое во внутреннем убранстве стало очень далеко от русского стиля. Но, по-моему, так интереснее: люблю эклектику.
Пятиминутка любопытных фактов. Знаете, чем занималась эта прекрасная женщина Анна Лопатина? Поставкой в Москву морепродуктов — устрицы, мидии, креветки, гребешки... Вот какая бизнес-леди! Отличное дело, она мне уже заочно нравится.:)
3) Особняк Щукина на Малой Грузинской (сегодня — биологический музей). На всякий случай уточню: этот дом построил вовсе не Сергей Щукин, владелец коллекции живописи французских художников, а его брат — купец Пётр Щукин. Для строительства здания Щукин пригласил архитектора Бориса Фрейденберга, а вдохновлялись заказчик и исполнитель вместе — и вдохновлялись Ярославлем. Вот и построили очаровательный теремок с очевидными (для тех, кто знает, конечно!) архитектурными аллюзиями. Крыльцо украсила копия подвески ярославского храма Иоанна Предтечи, решетка на лестнице повторила рисунок решетки церкви Николы Мокрого в том же Ярославле. Роспись входной двустворчатой двери вторила мотивам ярославских древних соборов. Ну и по мелочи — кокошники, яркие красно-зеленые шишки на крыше, зеленая черепица, сказочные башенки... В общем, вот вам и готовый план на выходные: сначала смотаться на «Ласточке» в Ярославль, познакомиться с первоисточником, а потом – сюда, на Малую Грузинскую, изучать архитектурные аллюзии. Интересно же!
Кстати, недавно я писала про другие очень любопытные архитектурные аллюзии – про немецкие и итальянские мотивы в древних соборах Владимира. Читали?
4) Театр наций в Петровском переулке. В двух шагах от Высоко-Петровского монастыря стоит яркое здание, построенное по проекту архитектора Чичагова. Ещё один идеальный теремок: кирпичное здание красного цвета с высоким крыльцом, с башенками на крыше, тройным арочным входом, изразцами и бочонками – ну, просто концентрированная русская сказка! Если вглядеться, на карнизах можно заметить золотые кружева и росписи в верхней части. Смахивает на Исторический музей, правда?
5) Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной. Напоследок – изысканный вариант: этот дом помоложе, чем предыдущие, и потому получился куда более модерновым. Здесь, в отличие от остальных примеров, очевидна большая игра в русский стиль, нежели историзм как таковой. Над проектом дома работал архитектор Сергей Малютин, известный как автор русской матрешки, и это заметно в оформлении. Здесь майоликовые панно на фасаде, лестницы дома украшены необычной резьбой.
Да хотя и само здание это сложно представить в отрыве от игры: в 1908-1910 годах в подвале перцовского дома размешалось знаменитое кабаре «Летучая мышь», где пробовали себя в необычных ролях такие герои своего времени, как Ольга Книппер-Чехова, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
Вам нравится псевдорусский стиль? Какие ваши любимые здания? Рассказывайте в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: