Найти тему

Десять лучших детективных фильмов

Друзья, фильмы списком оказались настолько востребованным форматом, что я решила достать из пыльного сундука эрудиции ещё несколько подборок. Тем более что впереди длинные выходные. На этот раз предлагаю вам десять детективных фильмов — лучших, с моей точки зрения, образцов жанра.

«Секреты Лос-Анджелеса» Кёртиса Хэнсона (L.A. Confidential, 1997). Это лучший детективный фильм ever. Если вы до сих пор его не посмотрели — срочно включайте. Приготовьте заранее попкорн и чай в термосе, потому что оторваться от истории о том, во что некоторым сенаторам и конгрессменам обошлось желание иметь любовницу, точь-в-точь похожую на одну из голливудских звёзд, невозможно. И самый лучший разговор о любви — тоже там, в этом фильме:

«— You’re the first man in five years who didn’t tell me I look like Veronika Lake.

— You look better than Veronila Lake».

«Подозрительные лица» Брайана Сингера (The Usual Suspects, 1995). Детектив, он же криминальная драма, об иезуитски хитром гангстере и его сложной афере, направленной на месть и обогащение. Когда Форман в сериале «Доктор Хаус» отказывается от практики и решает дома спокойно посмотреть «Подозрительные лица», Хаус приходит к нему и сообщает спойлер из пяти слов, после чего тот со вздохом отправляется обратно в больницу. Я, конечно, вам эти пять слов говорить не буду, чтобы вы могли насладиться прекрасно проработанным сюжетом и непредсказуемой концовкой этого фильма.

-2

«Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо (Salunui chueok, 2003). Основанная на реальных событиях детективная история о том, как приехавший из центра следователь Со Тхэ-юн помогает местным полицейским вести дело о серийном убийце, замучившем 10 женщин в период с 1986 по 1991 год. Обезоруживающе честное повествование о том, как ты хочешь быть хорошим следователем и поймать убийцу, но не получается, потому что профессионалы-криминалисты — это в кино, а в жизни картина из улик и доказательств разваливается, коллеги не компетентны, планы поимки проваливаются один за другим; и всё, что тебе остаётся — это до предела обострённые чувства несправедливости происходящего и своей вины.

-3

«Ветреная река» Тейлора Шеридана (Wind River, 2016). Действие фильма разворачивается в штате Вайоминг, в индейской резервации. Кори Ламберт во время охоты на рысь-убийцу находит замёрзшую насмерть девушку — дочь своего близкого друга. Не доверяя агенту ФБР, приехавшей в заснеженный Вайоминг в кружевных трусах и демисезонной куртке, Ламберт начинает собственное расследование. Фильм — красочное и печальное противопоставление единства с природой, мужества и силы духа варварскому натиску пришельцев.

-4

«Три дня на побег» Пола Хаггиса (The Next Three Days, 2010). Пронзительная история о том, как совершенно не героический учитель литературы, семьянин, любящий муж и отец отказывается верить в выдвинутое против его жены обвинение в убийстве. Ни улики, ни доказательства, ни сказанные в отчаянии собственные слова супруги о том, что убийство — её рук дело, не убеждают Джона. Доверяя лишь тому, что подсказывает сердце, он решает организовать для жены побег. Фильм вызывает сильнейшие переживания и реконструирует веру в людей.

-5

«Сиротский Бруклин» Эдварда Нортона (Motherless Brooklyn, 2019). Лайонелл Эссрог никогда не вышел бы из приюта, если бы не его покровитель и старший товарищ Фрэнк Минна, владелец частного детективного агентства. Фрэнка убивают за одно из его дел, и Лайонелл не может оставаться в стороне. Он ввязывается в расследование махинаций с недвижимостью, организатором которых является «отец города» — расист и убеждённый ненавистник уязвимых и бедных людей. Фильм утончённой красоты о том, как человеческая жестокость трагически дополняет жестокость судьбы. Потрясающий саундтрек.

-6

«Прогулка среди могил» Скотта Фрэнка (A Walk Among the Tombstones, 2014). Детективный фильм, который можно просто посмотреть, не конспектируя сюжет и не спрашивая каждую минуту у своего компаньона: «А это кто? А он что? А сейчас они куда идут?» — и т.п. Наркодилер, шантажируемый бандитами, похитившими его жену, нанимает частного детектива Мэттью Скаддера, чтобы тот помог ему вычислить похитителей. Расследование позволяет Скаддеру связать несколько чудовищных по своей жестокости убийств в серию. Не сильно терзающий зрителя, но при этом интересный почти что триллер, в котором не последнюю роль играет сдержанная харизма Лиама Нисона.

-7

«В тихом омуте» Адама Рэндолла (I See You, 2019). В небольшом благополучном американском городке бесследно пропадает десятилетний мальчик. Артефакты, найденные на месте исчезновения, указывают на серийного убийцу, которого детектив Грег Харпер вообще-то уже поймал несколько лет назад. Не лучшая новость для полицейского, у которого еще и в семье не ладится… Этот детектив-триллер полностью построен на приёме фокализации, она же смена точек зрения. Вместе со сменой точки зрения меняются и наши симпатии/антипатии. Как говорит мой любимый комик Луи СиКей, «и в конце вы будете ненавидеть тех, кого сейчас любите». Фильм, мотивирующий в любой ситуации оставаться настолько объективным, насколько это возможно.

-8

«Мистериум». Серия из четырёх фильмов, выходивших в разные годы: 2013 и 2014 (Миккель Нёргор), 2016 (Ханс Петер Мулланд), 2018 (Кристофер Боэ). Недружелюбный инспектор-одиночка Карл Мёрк вместе с навязанным ему напарником Ассадом поднимают и заново расследуют закрытые уже дела, в которых есть несостыковки. Идеальный скандинавский нуар, захватывающий как «Мост» и мрачный как «Фортитьюд». Истерзанность и тяжёлое мироощущение на несколько дней после просмотра вам гарантированы.

-9

«Достать ножи» Райана Джонсона (Knives Out, 2019). Классический ироничный детектив в духе Агаты Кристи. Успешный пожилой писатель совершает вроде бы самоубийство, но слишком эксцентричный способ покончить с собой, полный дом имеющих мотив родственников и нанятый анонимно частный детектив, конечно же, дают ход расследованию. Динамичный и прекрасно продуманный сюжет, блистательный актёрский состав, роскошная драматургия. Единственный недостаток — чрезмерная (конечно, намеренная) сделанность фильма, которая ни на секунду не даёт забыть о том, что вы смотрите кино. Прекрасная картина, но никакого эскапизма. Для любителей «Восточного экспресса».

-10