Урок: математика
Тема: составление и решение задач на нахождение суммы и остатка
Цель: создание условий для формирования у обучающихся умений составлять и решать задачи на нахождение суммы и остатка
Задачи:
- учить выделять задачи из предложенных текстов и определять ее части;
- развивать память, внимание, умение строить логическую цепь рассуждений;
- - воспитывать усидчивость, толерантное отношение друг к другу, прививать интерес к предмету.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
1. Работа по составлению и решению задачи.
- Составьте задачу по рисунку.
- Что нам известно? (На одной тарелке было 5 зелёных яблок, а на другой – 1 зелёное яблоко).
- Как называется часть задачи, которая известна? (Условие задачи).
- Какой вопрос можно придумать? (Сколько яблок на двух тарелках?).
- Повторите, какой текст задачи получился. (На одной тарелке было 5 зелёных яблок, а на другой – 1 зелёное яблоко. Сколько зелёных яблок на двух тарелках?)
- Что известно по условию? (Сколько яблок на первой и второй тарелках: 5 и 3).
- Что надо узнать? (Сколько яблок на двух тарелках?)
- Посчитайте, сколько яблок на двух тарелках (6 яблок).
- А теперь нарисуйте с помощью кружков эту задачу.
На первой тарелке 5 кружков, на второй - 1 кружок, на третьей - 6 кружков
- Что показывает 5 кружков? (Количество зелёных яблок на первой тарелке).
- А 1 кружок? (Количество зелёных яблок на второй тарелке).
- Как показали, сколько всего яблок? (Нарисовали 6 яблок)
- Яблок стало больше или меньше? (Больше. Было 5 яблок, добавили еще 1 яблоко).
- Какое действие в математике показывает отношение «больше»? (Сложение).
- Значит, что надо сделать? (К 5 прибавить 1).
Запишите решение задачи. 5 + 1 = 6
- Как называются задачи такого вида? (Задачи на нахождение суммы).
- Почему так называются? (Потому что находим сумму).
Целеполагание.
- Послушайте следующую задачу:
У девочки было 6карандашей. Она подарила брату 2 карандаша. Сколько осталось карандашей у девочки?
- Эта задача похожа на предыдущую задачу? (Нет).
- Чем же отличается? (Условие другое и вопрос).
- Ребята, а вы знаете, как называются задачи такого вида?
- Сформулируйте тему урока. (Решение задач…)
- Какие цели к уроку поставим? (Продолжать работу с задачами. Узнать, как называются задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось? Потренироваться в решении задач).
Основная часть.
- Назовите условие задачи (У девочки было 6 карандашей. Она подарила брату2 карандаша).
- Это нам известно? (Да. Это известные величины).
- Назовите вопрос задачи (Сколько осталось карандашей у девочки?)
- Это нам известно? (Нет. Это нам надо узнать).
1. Предметное моделирование.
- Что нам известно? (У девочки было 6 карандашей). (Дети выкладывают на партах 6 карандашей).
- Что нам еще известно? (Она подарила брату 2 карандаша).
- Что надо сделать с карандашами? (Надо убрать 2 карандаша).
- Посчитайте, сколько карандашей осталось у девочки (Осталось 4 карандаша).
2.– А теперь покажем задачу через схему.
- Сколько у девочки карандашей? (6)
- Сколько нарисуем кружков? (6)
- Сколько карандашей она подарила брату? (2)
- Стало больше или меньше? (Стало меньше, 6 без 2.)
- Значит, убираем, зачеркиваем 2 кружка.
- Сколько осталось карандашей у девочки? (4 карандаша).
- Как покажем на рисунке вопрос задачи? (Подчеркиваем дугой оставшуюся часть и ставим знак вопроса)
- Проверьте. Мы показали на рисунке условие и вопрос задачи? (Да)
Планирование решения задачи.
- Теперь будем решать задачу: надо подумать какое действие с числами нужно выполнить и почему?
- Находим, сколько осталось карандашей у девочки. Их стало меньше. Значит, из 6 нужно вычесть 2.
- Сколько же получилось? 6 – 2 = 4 Ответ: 4 карандаша.
- У девочки осталось 4 карандаша, мы ответили на вопрос задачи
Закрепление.
- Каким действием решали задачу? (Вычитанием).
- Что мы находили вычитанием? (Находили, что осталось, остаток). Повторите еще раз.
- Как же тогда можно назвать задачи, которые содержат в вопросе слова «Сколько осталось…?» и решаются вычитанием? (Задачи на нахождение остатка)
Вывод: задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось…? называются задачами на нахождение остатка. В задачах на нахождение остатка выбор действия: «осталось» стало меньше, ищем часть, – надо вычесть.
Подведение итога.
- Что нового узнали на уроке? (Задачи на нахождение остатка)
- Какой вопрос содержат задачи данного вида?
- Каким действием решаются задачи на нахождение остатка?
- Ребята, а для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Где это может нам пригодиться в жизни?