Найти тему

Конспект урока математика. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка"

Урок: математика

Тема: составление и решение задач на нахождение суммы и остатка

Цель: создание условий для формирования у обучающихся умений составлять и решать задачи на нахождение суммы и остатка

Задачи:

- учить выделять задачи из предложенных текстов и определять ее части;

- развивать память, внимание, умение строить логическую цепь рассуждений;

- - воспитывать усидчивость, толерантное отношение друг к другу, прививать интерес к предмету.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

1. Работа по составлению и решению задачи.

- Составьте задачу по рисунку.

-2

- Что нам известно? (На одной тарелке было 5 зелёных яблок, а на другой – 1 зелёное яблоко).

- Как называется часть задачи, которая известна? (Условие задачи).

- Какой вопрос можно придумать? (Сколько яблок на двух тарелках?).

- Повторите, какой текст задачи получился. (На одной тарелке было 5 зелёных яблок, а на другой – 1 зелёное яблоко. Сколько зелёных яблок на двух тарелках?)

- Что известно по условию? (Сколько яблок на первой и второй тарелках: 5 и 3).

- Что надо узнать? (Сколько яблок на двух тарелках?)

- Посчитайте, сколько яблок на двух тарелках (6 яблок).

- А теперь нарисуйте с помощью кружков эту задачу.

На первой тарелке 5 кружков, на второй - 1 кружок, на третьей - 6 кружков

- Что показывает 5 кружков? (Количество зелёных яблок на первой тарелке).

- А 1 кружок? (Количество зелёных яблок на второй тарелке).

- Как показали, сколько всего яблок? (Нарисовали 6 яблок)

- Яблок стало больше или меньше? (Больше. Было 5 яблок, добавили еще 1 яблоко).

- Какое действие в математике показывает отношение «больше»? (Сложение).

- Значит, что надо сделать? (К 5 прибавить 1).

Запишите решение задачи. 5 + 1 = 6

- Как называются задачи такого вида? (Задачи на нахождение суммы).

- Почему так называются? (Потому что находим сумму).

Целеполагание.

- Послушайте следующую задачу:

У девочки было 6карандашей. Она подарила брату 2 карандаша. Сколько осталось карандашей у девочки?

- Эта задача похожа на предыдущую задачу? (Нет).

- Чем же отличается? (Условие другое и вопрос).

- Ребята, а вы знаете, как называются задачи такого вида?

- Сформулируйте тему урока. (Решение задач…)

- Какие цели к уроку поставим? (Продолжать работу с задачами. Узнать, как называются задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось? Потренироваться в решении задач).

Основная часть.

- Назовите условие задачи (У девочки было 6 карандашей. Она подарила брату2 карандаша).

- Это нам известно? (Да. Это известные величины).

- Назовите вопрос задачи (Сколько осталось карандашей у девочки?)

- Это нам известно? (Нет. Это нам надо узнать).

1. Предметное моделирование.

- Что нам известно? (У девочки было 6 карандашей). (Дети выкладывают на партах 6 карандашей).

-3

- Что нам еще известно? (Она подарила брату 2 карандаша).

- Что надо сделать с карандашами? (Надо убрать 2 карандаша).

- Посчитайте, сколько карандашей осталось у девочки (Осталось 4 карандаша).

2.– А теперь покажем задачу через схему.

- Сколько у девочки карандашей? (6)

- Сколько нарисуем кружков? (6)

- Сколько карандашей она подарила брату? (2)

- Стало больше или меньше? (Стало меньше, 6 без 2.)

- Значит, убираем, зачеркиваем 2 кружка.

- Сколько осталось карандашей у девочки? (4 карандаша).

- Как покажем на рисунке вопрос задачи? (Подчеркиваем дугой оставшуюся часть и ставим знак вопроса)

- Проверьте. Мы показали на рисунке условие и вопрос задачи? (Да)

Планирование решения задачи.

- Теперь будем решать задачу: надо подумать какое действие с числами нужно выполнить и почему?

- Находим, сколько осталось карандашей у девочки. Их стало меньше. Значит, из 6 нужно вычесть 2.

- Сколько же получилось? 6 – 2 = 4 Ответ: 4 карандаша.

- У девочки осталось 4 карандаша, мы ответили на вопрос задачи

Закрепление.

- Каким действием решали задачу? (Вычитанием).

- Что мы находили вычитанием? (Находили, что осталось, остаток). Повторите еще раз.

- Как же тогда можно назвать задачи, которые содержат в вопросе слова «Сколько осталось…?» и решаются вычитанием? (Задачи на нахождение остатка)

Вывод: задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось…? называются задачами на нахождение остатка. В задачах на нахождение остатка выбор действия: «осталось» стало меньше, ищем часть, – надо вычесть.

Подведение итога.

- Что нового узнали на уроке? (Задачи на нахождение остатка)

- Какой вопрос содержат задачи данного вида?

- Каким действием решаются задачи на нахождение остатка?

- Ребята, а для чего нам нужно уметь решать задачи?

- Где это может нам пригодиться в жизни?