Найти тему

Конспект урока математика. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Состав числа 5"

Урок: математика

Тема: Состав числа 5

Цель: формирование представления состава числа 5

Задачи:

- познакомить с составом числа 5, закрепление числового ряда 1-5, сравнение чисел в пределах 5;

- коррекция математической речи, пространственной ориентировки, внимания, памяти, самоконтроля, мелкой моторики и тактильных ощущений;

- воспитывать аккуратность при письме в тетрадях.

Ход урока.

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Математических сказок. Кто может попасть в эту страну?(Кто любит математику и сказки.)

- А сейчас поиграем. Игра называется «Котомка в дорогу»

– Что нам понадобится для нашего удачного путешествия в страну Математических сказок? (Школьные принадлежности: ручка, цветные карандаши, учебник, тетрадь)

- Проверьте, все ли у вас есть на партах.

- А какие человеческие качества, необходимы в учении? (внимание, усидчивость, упорство, старание, трудолюбие.)

II. Актуализация опорных знаний

– Итак, в путь!

Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочке наказали присматривать за братцем. Забыла девочка, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Посчитай мои пирожки, тогда скажу.

- Сколько пирожков? Посчитаем. (5)

- Ребята, посмотрите, а пирожки-то все с секретом. Придется выполнять и эти задания.

1. Числа 1-5. Упражнение на внимание.

На доске картинка с недописанными цифрами 1-5.

- Фрагмент какого числа нарисован?

2. Дифференцированная работа.

1 ученик раскладывает цифры от 1 до 5 у себя на парте, другой от 5 до 1. Затем проверка: называют и показывают.

3. Работа с числовым рядом.

- Назовите числа по порядку.

- Назовите числа в обратном порядке.

- Какое число стоит после числа 2, 4?

- Какое число стоит перед числом 2, 5?

- Какое число стоит между числами 3 и 5?

- Назовите соседей числа 3.

4. Сравнение чисел в пределах 5.

Соотнесение количества предметов и цифры, а также их сравнение.

- Сравните числа. Что значит – сравнить числа?

III. Открытие нового знания

– Побежала девочка дальше. Видит – стоит деревушка.

В деревушке 5 избушек,

5 крылечек, 5 старушек,

5 щенков, 5 дымков,

5 драчливых петухов

На пяти плетнях сидят

Друг на друга не глядят.

Распустили 5 хвостов,

Каждый хвост пяти цветов.

– Чем интересна эта деревушка? (Всего по 5)

– Что еще в окружающем нас мире связано с числом 5? (5 пальцев на руке, 5 – хорошая отметка).

– Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке? (Число 5 и цифра 5)

– Сегодня мы с вами продолжим знакомство с числом 5 .Мы узнаем, из каких чисел можно составить число 5.

– Побежала девочка дальше. Видит, стоит яблонька.

– Яблонька-яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели?

– Посчитай мои яблочки, и догадайся, как можно составить число 5, тогда скажу.

- Давайте, ребята, посчитаем яблоки.

- Сколько всего яблок? (5)

Нам яблонька дала еще одно задание. Посмотрите, у нас стоит 2 тарелки, как можно разложить 5 яблок на 2 тарелки. ( 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

- Значит, 5 – это сколько …. (выставляются числа на доске).

5 5 5 5

. . . . . . . .

· Повторение.

Чтение хором состава числа по таблице, составленной на доске.

· Закрепление.

- Сколько не хватает до 5?

- Почему? (Потому что 5 – это 1 и 4).

(Аналогично с числом 4, 3, 2).

Работа в тетради.

· Письмо цифры 5.

Повторение правил посадки при письме и положения тетради.

- Какую цифру мы пишем? Как пишем цифру 5? (образец).

- Напишем в воздухе цифру 5.

- Теперь пишем в тетради. Пишем аккуратно и красиво.

· Состав числа 5.

- Запишем состав числа 5.

5 5 5 5

4 . 3 . 2 . 1 .

Физкультминутка «Ручеёк»

– Показала яблонька, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка дальше.

- И мы побежим по дорожке вслед за девочкой. Бежит девочка дальше. Глядь, течет река в кисельных берегах и ручейки молочные в неё впадают.

Побежала девочка дальше. А на опушке леса повстречался ей ежик.

- Ежик-ежик, не видел ли ты, куда гуси-лебеди пролетели?

- Помоги мне решить задачу, тогда скажу.

- Поможем ребята?

Решение задачи.

Шел ежик по лесу и нашел вначале 3 гриба, а затем еще 2. Сколько всего грибов нашел ежик?

- О чём эта задача?

- Сколько сначала нашел грибов ежик?

- Сколько нашел потом?

- Что нужно узнать в задаче?

· Воспроизведение полного текста задачи учеником.

· Поиск решения задачи.

- Известно, что ежик вначале нашел 3 гриба, а затем еще 2 гриба.

- Как узнаем, сколько нашел грибов ежик?

- Почему мы должны прибавить?

· Запись решения задачи.

- Запишем решение задачи.

· Формулировка ответа.

- О чём спрашивается в задаче?

- Получили мы ответ на вопрос задачи?

- Сколько нашел грибов ежик? Проверим (считаем хором).

- Что пишем теперь? (Ответ.)

· Последующая работа над задачей.

- Что в задаче известно? Что нужно узнать?

- Как решали задачу?

- Назовите ответ.

Обобщение о числе 5.

– Показал ежик, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка. Видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Окно Баба Яга заколотила, а в доме плачет братец. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит её задание.

– Готовы ли вы помочь девочке спасти братца?

– Давайте расскажем Бабе Яге всё, что мы узнали сегодня о числе 5. (Выслушиваются ответы детей.)

IV. Итог урока

– Забрала девочка братца и побежали они домой. Тут и родители с работы пришли. Чтобы мы посоветовали впредь детям? (Быть послушными)

– А какие качества пригодились сегодня нам на уроке?

– Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить?

– Поблагодарите своего соседа по парте за работу. А я благодарю вас.