Ещё одна почти неизвестная картина Голливуда про наших партизан. В главных ролях не просто звёзды, элита фабрики грёз: Грегори Пек и чёрная жемчужина русского балета Тамара Туманова. Известнейшая в Европе и штатах прима и хореограф. Впрочем, звёздами им ещё предстоит стать. Тем не менее, фильм про Советских партизан, и про любовь, конечно. Один из семи американских фильмов того времени, где Рузвельт разрешил показать Советский народ нормальными живыми людьми.
Называлась картина "Дни славы" и для просмотра стала доступна только недавно. Три четверти века пролежала на полке как запрещённая сенатором Маккарти антиамериканская пропаганда. Хотя про Америку в фильме почти ничего и нет, сугубо Советская партизанская история. Но в сорок четвёртом, при жизни Рузвельта, картину широко прокатывали как настоящий блокбастер по всем США.
Крайне любопытно как эта картина дала путёвку в жизнь режиссёру. Талантливый был дядька, как оказалось, вполне способный снимать большое голливудское кино. Сын известного французского режиссёра Жак Турнёр на фабрике грёз просто не мог найти работу!
Со всеми своими талантами ему удалось наняться только на загибающуюся студию "РКО Пикчерс". Работу предложили такую, что закачаешься. Снимать за три цента фильмы-довески. Была такая программа в американских кинотеатрах тридцатых - покупаешь билет и за ту же цену тебе после основной картины покажут малобюджетное творение какой-нибудь студии.
Качество этих картин было соответствующим. Турнёр успел снять три примерно однотипных картины. Все жуткий треш в стиле ужастиков. Названия сами за себя говорят: "Люди-кошки", "Человек-леопард" и самый шедевр "Я гуляла с зомби". Режиссёр крепко подумывал распрощаться с мечтой о голливудской карьере и вернуться во Францию. Снимать откровенную чушь стало невыносимо.
И тут вдруг предложение сделать военный фильм про коммунистов из далёкого Советского Союза. Тоже не ахти предложение, вроде, и президент Рузвельт покивал благосклонно, но все понимали - чуть сменится ветер и после такого карьере конец. Навсегда останешься режиссёром с презрительной кличкой "агент Сталина". Собственно, после смерти Рузвельта именно так и произошло. За свой фильм Турнёр чуть не угодил в тюрьму как пропагандист идей коммунизма.
Тем не менее, Турнёр берётся и делает совершенно замечательную картину. Куда делись дешёвые приёмчики из фильмов ужасов? Крепкий сценарий, отличная работа с артистами, песни и даже балетный номер. И это всё на фоне партизанской борьбы Великой Отечественной.
Студии удалось заполучить крайне талантливых артистов на главные роли. Поразительно, но именно это творение режиссёра дешёвых ужастиков сделало Грегори Пека суперзвездой с мировой известностью. А ведь это первый фильм Пека!
Туманова тоже американскому кинозрителю была практически неизвестна. А вот театралы знали её прекрасно. Выдающаяся балерина из русских эмигрантов. Девушка поразительной красоты и грации. Блистала на сценах Монте-Карло, в Ла Скала, в Нью-Йоркских балетных сезонах.
Но в кино до этого снялась только однажды. Да и то не в игровой картине, а в фильме-балете. Скорее съёмке спектакля, чем полноценном художественном фильме.
Представляете доставшийся режиссёру третьеразрядных фильмов пасьянс? Маленькая студия, сомнительный заказ с картиной про хороших коммунистов, никому не известные, непрофессиональные артисты на главные роли. Только чудом из этого может не получиться провал. Турнёру удалось, картина вышла блестящая!
А ведь показаны самые простые русские люди в самых простых интерьерах. Сорок первый год, где-то под Тулой, недалеко от Ясной поляны Толстого. Партизанский отряд из старика, девчонки и нескольких мужчин героически сражается с оккупантами.
Девушка-снайпер, очень здорово похожая взглядом на Людмилу Павличенко, храбро подкрадывается к фашистам и стреляет их из винтовки. Сходство неслучайно, после визита нашей знаменитой снайперши в США, когда её принимала жена Рузвельта, нашу девушку очень хорошо знала вся страна. А после её знаменитых слов изрядная часть стыдилась своих политиков:
"Джентльмены! Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?"
Партизаны проводят диверсии, поджигают нефтехранилища, взрывают рельсы, убивают из лесу оккупантов. А заодно спасают от фашистов библиотеку из музея Льва Толстого. И тут нам представляют главных героев.
Владимир в исполнении Грегори Пека только что вернулся в отряд с совещания у генерала. Отряду предстоит секретное особое задание, но пока говорить никому об этом нельзя. И тут же из-за портьеры подаёт голос подобранный в лесу беженец. Впрочем, беженец оказывается совершенно очаровательной девушкой. Более того, артисткой, отставшей от разбомбленной агитационной бригады.
Партизанский быт в развалинах старого монастыря выглядит очень по-доброму. Американские артисты довольно неплохо играют на баяне. И даже поют на английском старинную песню "На закате ходит парень". Это ещё что, чуть погодя найденная в лесу артистка будет им Онегина на память читать!
Утром Владимир рассказывает что именно им предстоит в ближайшие дни. От разведки поступила информация, что немцы твёрдо решили уничтожить накорню партизан в этом районе. Против стариков и женщин двинут танковую дивизию.
Для партизанского отряда верная гибель, но отступать нельзя. В штабе поставлена задача удержать фашистов на сколько удастся. Враг рвётся к Москве, каждый выигранный сейчас день - камешек на нашу чашу весов. Маленькая песчинка, чтобы остановить бронированные полчища.
Попутно нам продолжают показывать простые человеческие судьбы. Паренёк партизан рассказывает Нине свою историю. Как фашисты убили всю его семью. Что сам он из глухой деревни, но благодаря курсам ликбеза выучился грамоте. Что до Отечественной мечтал выучиться на геолога. А теперь только одна мечта - дойти до Берлина.
Есть в фильме и балетная сцена. Артистка показывает партизанам свой танец и увлёкшись они не замечают, как в подвал врывается здоровенный немецкий разведчик. Отбиваются всем миром, а спасает всех совсем маленькая девчушка, которая опрокидывает на фашиста кастрюлю с кипятком.
Опять же характерный момент. Партизаны обсуждают, как быть с пленным. По всем раскладам его нужно убить. Но опять голливуд показывает нам несвойственный ему гуманизм. Оказывается, русские партизаны тоже люди. И пленного запирают в старой келье.
Рассказывают нам историю и самого Владимира-Пека. Он ничуть не кадровый военный, наоборот, человек совершенно мирный. Работал инженером, строил ДнепроГЭС. Чуть ли не со слезами рассказывает как пришлось взрывать плотину уникальной станции когда подошли фашисты.
Дальше нам показывают как отряд готовится к обороне от танков. Выставляют на склоне какую-то древнюю пушку. Владимир идёт в разведку.
Пока мужчины разведывают подходящую дивизию в избу к партизанам врываются немцы. Все прячутся и только Митя, тот самый несостоявшийся геолог, отвлекает фашистов. Его хватают, он плюёт в офицера и его уводят. Остальным удаётся спастись.
А потом пронзительная сцена когда Митю с табличкой на груди "Партизан" вешают с грузовика. За гибелью товарища из согнанной толпы наблюдают, закусив губы, товарищи. Но помочь нельзя, любой ценой нужно выполнить приказ командования. Задержать дивизию важнее жизни одного человека.
Завершается картина боем немногочисленных партизан против танков. Давно разбита пушка, Владимир стреляет из противотанкового ружья. Его товарищи бросаются с гранатами под танки. Нина подаёт патроны.
Исход боя понятен, по полю идут один за одним германские танки. Но режиссёр милостиво оставляет нам надежду. Судьба партизан остаётся неизвестной. А за кадром звучат суровые слова, что именно здесь, недалеко от дома писателя Толстого немцы узнали, что такое стойкость русского народа.
Знаете, что совсем недавно написал об этом фильме один российский блоггер? Вот послушайте:
"Очередной пример военной пропаганды американского кино тех лет. Примитивный убогий сюжет, плакатность, наивность, безбрежный идеализм, голливудские и военные штампы - и прочее."
Так вот не верьте. Отличное кино вполне мирового уровня. Прокатилось с большим успехом, вывело Пека и Туманову в настоящие голливудские звёзды. Кстати и студия РКО после этого фильма неожиданно прочно вошла в большую голливудскую пятёрку. После Победы фильм даже номинировали на Оскар, но тут началась охота на ведьм и фильм тихонько замели под коврик.
Не могу сказать, что шедевр, но для американского кино тех лет очень и очень неплохая картина. Кстати, для режиссёра фильм, несмотря на обвинения в антиамериканской деятельности, тоже стал хорошим трамплином. Ему стали доверять картины совсем другого уровня, чем прогулки с зомби.
Многие гадали в чём секрет режиссёра Турнёра. Мне кажется, всё очень просто. Снимай честное кино про нормальных, хороших людей. Даже если это ненавистные коммунисты партизаны с другой стороны глобуса. Любовь, доброта, подвиг, самопожертвование за других - качества общие. Покажи их, а не очередные бредни про хороших фашистов или про человеков-тараканов и люди оценят. Простой ведь секрет, правда? Голливуд его в сорок пятом забыл накрепко, так до сих пор вспомнить и не может.