(Никифоров А. Л. О месте "основного вопроса философии" в системе философского знания. // Диалектика фундаментального и прикладного. - М., 1989.)
В своей статье Н. опровергает мнение, что основным вопросом философии является вопрос о первичности материи или идеи. Утверждается, что для каждой эпохи и каждого философа "основным" вопрос может быть любой.
Логика рассуждения:
Линия 1, логико-методологическая:
Аргум1.1: лингвистические исследования показывают, что изменение фундаментальных терминов происходит вместе с развитием науки. => "Если нет никаких эмпирических фактов, ни экспериментальных данных, ни общего технического базиса, способных влиять на значения философских терминов, то их значение определяется только и целиком основоположениями и контекстом философской системы." => "Нет и не может быть понятий, которые сохраняли бы одно и то же значение, переходя из одной системы в другую."
=> Вывод1.1: факт изменения значения понятий подразумевает, что единого смыслового понимания "основного вопроса" нет.
Аргум1.2.1: философ по преимуществу занимается лишь тем, что ему интересно, что актуально для его страны и его эпохи. => в каждой возникающей системе исходя из этого м. б. свой "основной вопрос", задающий тенденцию развития системы => разнообразие филос. систем доказывает, что один вопрос не может задавать тенденцию для них всех.
Аргум1.2.2: новые теории вытесняют предшествующие, но не разрушают их, а реконструируют - воспринимается это, со стороны новой теории, как прогресс и переход к высшему уровню => в связи с этим "основной вопрос" конкретной новой системы/теории замещает собою предыдущий, обесценивая его или переоценивая свой.
=> Вывод1.2: "«объективность» носит весьма относительный характер... Лучше все-таки полагаться на то, что говорил и писал сам мыслитель, и не приписывать ему вещей, о которых он не думал и не мог думать."
(Прим1: когда есть несколько систем со схожими основными вопросами, их объединяют в направления или школы)
ИТОГ 1: провозглашение вопроса о соотношении сознания и материи "основным вопросом" подразумевает, что этот вопрос занимает центральное положение в каждой философской системе или как минимум в большинстве, но структурное и стилевое разнообразие "свидетельствуют о ложности этого предположения".
Линия 2, историческая:
Противоположность м. и и. появляется лишь в классической античной философии, но "основной вопрос" там не сформулирован => в Средние века этот вопрос предрешен теологией, поэтому не становится предметом философского анализа (более того, попытка через этот вопрос постичь средневековую философию будет провальной) => Ренессанс показал, что первые философские величины даже не формулировали вопрос о соотношении мышления к бытию => лишь с Новым временем появляется такая формулировка, Гегель и Фейербах подходят к нему близко, но вычленил и прояснил его только сам Энгельс => в XX веке такие философы как Поппер, Камю, де Шарден показывают собой ярчайшие примеры таких систем, которые невозможно и бессмысленно ограничивать вопросом о м. и и.
ИТОГ 2: за пределами марксисткой традиции данная классификационная схема с неизбежностью приводит к ошибкам и непониманию.
Выводы статьи:
"Среда, окружающая философские системы, образуется традицией употребления философских понятий, полуспециализированным повседневным языком, набором мировоззренческих проблем."
"Философия — одна из тех областей человеческого духа, в которой практически отсутствует граница между настоящим и прошлым и история часто оказывается более актуальной, чем сама современность."
"Это не просто академически интересные философские проблемы, от их решения в некотором смысле зависит само существование человечества."