В 1913 году в церковных СМИ Российской империи была опубликована следующая информация.
На кафедру патриарха Константинопольского, как сообщают из Константинополя, избран Герман, митрополит Халкидонский. Вначале митрополит Герман отказался решительно выставить свою кандидатуру, и кандидатом был митрополит Кассандрийский Ириней. Но турецкое правительство из 22 представленных ему на утверждение кандидатов на патриарший престол вычеркнуло семь, среди которых Кассандрийского митрополита Иринея.
Депутация, состоящая из двух мирян и трех митрополитов, упросила престарелого Германа, митрополита Халкидонского, принять избрание.
Халкидонский митрополит Герман имеет 80 лет. Он отличается замечательными умом и известен своей монашеской жизнью. В 1890 г. он решительно выступил на защиту церковных привилегий, против которых ополчился было тогдашний визирь. По его настоянию целых 3 месяца были закрыты все церкви и школы, и была послана Абдул-Гамиду депутация, состоявшая из трех митрополитов, среди которых был и митрополит Герман.
На заявление Абдул-Гамида, что он не будет долее терпеть государства в государстве, митрополит Герман вынул из кармана веревку и, отдавая ее султану, сказал: «В 1821 г. ваш предок повесил патриарха Григория V. Вот вам веревка, можете всех нас перевешать, но мы никогда не откажемся от своих прав».
Каждый раз при выборах его предлагали кандидатом в патриархи, но Порта неизменно вычеркивала его.
«Колоколъ», № 2037
Уже в этой краткой заметке видно, что Патриарх Герман был горячим борцом за интересы Церкви, и свое избрание на патриарший престол воспринимал как исповедническое и мученическое служение. Благо родной Константинопольской церкви для него было выше сиюминутных мирских благ, которые он мог бы получить, займи он более мягкую, компромиссную позицию по отношению к иноверной власти.
Патриарх Герман V (Кавако́пулос) принял архиерейский сан в 1867 г. и был 258-м епископом на древней кафедре Византия-Константинополя, последним патриархом КП-ля времен Османской империи (в 1918 году, после окончания Первой мировой войны, последовали оккупация Константинополя и раздел Османской империи; 1 ноября 1922 года султанат был упразднён), сторонником принципа геронтизма в управлении КП-ой церковью (когда патриарх управляет церковью не самолично, но вместе со старцами-митрополитами, членами Синода).
Как это не парадоксально, но патр. Герман, несмотря на униженное состояние христиан в Османской империи, был последним патриархом свободной церкви, в полном смысле этого слова: при его преемниках политика, проводимая греческой диаспорой, приняла вид прямого давления на Фанар, и стала влиять не только на административные вопросы церковной жизни, но и на само православное вероучение.
Можно сказать, что именно тогда были заложены те принципы, которые ознаменовали собой новую (в историографии - новейшую) эпоху в истории КП-й церкви, и которые так ярко проявились в деятельности современного КП-го патриархата. Это: покровительство и обслуживание интересов правительств Запада, - в первую очередь США, либеральный экуменизм и восточно-православный папизм.
Символом и главным деятелем этой антицерковной реформы стал патр. Мелетий (Метакса́кис), честолюбивый карьерист, член Великой масонской ложи Греции, прибывший в КП-ль из США на американском пароходе, и получивший титул Вселенского патриарха за деньги греческих олигархов в январе 1922 года.
И если патриарх Герман всю свою жизнь заботился только о том, чтобы сохранить границы церкви, церковное богослужение и чистоту православного вероучения, откликаясь на политические события только в случае острой необходимости, то второй - патриарх Мелетий, встал на широкий путь церковных и политических реформ которые и привели КП-ую церковь в ее сегодняшнее печальное состояние.
Результаты этих реформ мы можем видеть на примере церковной жизни Украины, где Украинская православная церковь балансирует сегодня на грани раскола, а кое-кто - ПЦУ - уже давно в этой трясине. Будь на патриаршем престоле человек управляющий КП-й церковью в духе патриарха Германа, раскола можно было бы избежать.
Кстати, пример патр. Германа может помочь и Украинской церкви в разрешении трудных вопросов церковно-политической жизни. С началом Первой мировой войны Россия и Турция оказались по разные стороны баррикад, и КП-й патриарх занял твердую гражданскую позицию:
Греческий патриарх в Константинополе обратился с посланием ко всем греческим митрополитам Турции, в котором предписывает в каждое воскресенье за обедней молиться за здравие султана и о победе Турции над Россией. Патриарх пожертвовал тысячу пар сапог для турецких солдат.
Миссионерский сборник. Рязань. 1914. № 12.
Это, к сожалению, не уберегло его паству от гонений: правительство выслал 774 тыс. греков во внутренние области империи для принудительных работ на шахтах, в поле и на строительстве дорог. Тогда погибло ок. 250 тыс. греков, и патриарх вынужден был уйти в отставку. Но несмотря на давление, оказываемое на него со всех сторон, никаких претензий к Русской Православной Церкви патр. Герман не выдвигал.
Оказавшись в подобном положении, Украинская церковь с начала конфликта на Юго-Востоке Украины повела себя соответственно: выступая с миротворческих позиций, она, однако, поддерживала ВСУ, а после начала Россией СВО, прямо осудила "российскую агрессию". Как и грекам 100 лет назад, православным Украины это не помогло, - гонения не только не утихли, но увеличились многократно. В итоге - собор в Феофании 28 мая объявляет о полной самостоятельности УПЦ (по сути - раскол) и осуждает руководство Русской Православной Церкви в поддержке СВО.
А все потому, что отцы украинского собора забыли то, что помнил патриарх Герман: Кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк. 12, 7).