Найти тему
Флобериум

Типы финалов рукописи (классификация)

Мы уже рассказывали об основных типах концовок. Но на самом деле разговор об этом никак не укладывается в рамки одного поста, а все потому, что классификаций концовок существует приличное количество.

По отношению к композиции произведения:
– Циклическая (круговая) — возвращение в начало произведения, повтор первого события, но уже с разрешенными проблемами и новым взглядом.
– Галстучная (возвращающая) – возврат к событию, которое было важным в истории.
– Рамочная – то есть не выходящая за рамки действия.
– Петля – концовка, повторяющая начало.
– Иллюзорная – концовка, похожая на начало, но с другим уровнем осмысления.

По отношению к времени:
–  Временная концовка — события начинаются и заканчиваются в определённый период времени. Включает в себя «хронологический» тип (события в хронологической последовательности); «футуристический» тип (переход от настоящего к будущему); «переключающий» (в концовке меняются временные планы);
– Концовка – эпилог – окончание всех фабульных линий, которые завершаются спустя некоторое время после завершения основной линии.

По отношению к основной идее, цели:
– Расплата за нечто (например, преступление);
– Награда (например, за подвиг);
– Разгадка (частый финал детективов);
– Обобщение (рационально-логический итог, допустимы выводы автора);
– Оценка произошедшего в рукописи (часто субъективная).

По отношению к эмоциональной доминанте:
– Счастливая концовка;
– Трагическая концовка.

По отношению к сюжету произведения:
– Закрытая (включая условно-закрытую, провокационную и резкую концовку);
– Открытая (включая сюжетную развилку и недосказанность);
– Неожиданная - переосмысление сюжета.
По отношению к технике завершения истории:
– Финальная цитата;
– Монолог героя;   
– Призыв к читателю/слушателю/зрителю;
– Постановка обобщающего вопроса, проблемы;  
– Поэтическое окончание;
– Формулировка вывода;
– Мораль (характерно для сказок).

ВНИМАНИЕ! Использовать виды концовок и приёмы завершения нужно с осторожностью: то, что уместно в детективе, может выглядеть нелепо в мелодраме, а, скажем, откровенный призыв, открытая концовка далеко не всегда побудит читателя купить продолжение.