Найти тему
Библиомания

Три пункта, по которым женщины Древней Руси обошли европеек

Это поистине удивительные пункты. Полагаю, их больше, но в этой статье поговорим о трех самых ярких.

Из каждого утюга нам рассказывают, как плохо жилось женщине на Руси, и какая она была бесправная и несвободная.

Давайте послушаем не утюг-fm, а компетентных лиц. Это статья написана по материалам книг Натальи Пушкаревой, которая посвятила жизнь изучению быта русских женщин.

Прежде чем приступить к разбору пунктов, хочу напомнить, что жизнь — лоскутное одеяло или витражное стекло, а не монохромная поверхность.

Домонгольская Русь, судя по некоторым признакам, переживала осень матриархата, и русская женщина еще успела вкусить кое-каких прав и свобод. До того, как нагрянул патриархат с эталонным "Домостроем".

Кое-в чем ей жилось вольготнее, чем европейской сестре.

1. Женщины имели более высокий уровень грамотности

Анна Ярославна, королева Франции, стала притчей во языцех: образованная девушка вышла замуж за неграмотного короля.

Вот что она пишет отцу про свое житье-бытье во Франции одиннадцатого века:

В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны.

Долгое время считалось, что основная масса женщин, за исключением аристократок, не умела читать и писать.

Пока берестяные грамоты не явили миру в неограниченных количествах обычных горожанок, чей диапазон умений (то-то было удивление) выходил за рамки вышивания крестиком.

Крестики были как раз уделом мужа королевы Анны, он ими подписывался, в то время как на Руси женщины спокойно писали берестяные записки деловые и любовные, подчас с весьма изысканными литературными оборотами.

Академик Зализняк в видеоинтервью сообщает, что он изучал вопрос грамотности у средневековых итальянок, и, по сравнению с соотечественницами, там все плачевно.

Кристина Пизанская — это XV в, а мы, напоминаю, ведем речь про домонгольский период.

-2

Недавно нашли грамоту, где мачеха весьма энергично ругает падчерицу.

Вот. У нас уровень. Цивилизация. Пока в этих хваленых Европах короли не могли толком подписать документы, мы уже умели ругаться в письменной форме.

Побочный эффект всех этих открытий расширение круга лиц, подозреваемых в авторстве "Слова о полку Игореве": теперь в него включены и особы женского пола.

2. Женщины имели ряд очень нестандартных свобод при выборе супруга

Не все, но часть женщин были замечены в свободном выборе супруга.

Девушке Маланье делают предложение на бересте в обход родителей.

Эта маленькая записка стала сенсацией. И уроком, что не надо спешить с выводами, и придумывать, как на самом деле жили наши предки.

Родители не имели право тиранить чадо в выборе супруга и на законодательном уровне: Устав князя Ярослава Владимировича налагал штрафы за самоубийство из-за брака поневоле и даже "аще девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять".

Это вам не сотрясание воздуха криками "чума на оба ваши дома", как в финале "Ромео и Джульетты", а вполне ощутимая экзекуция рублем за небрежение к выбору чада. Вот вам и медвежий угол...

Самое удивительное есть данные, что, выйдя замуж за раба, женщина не теряла свободный статус. Уже сам этот факт говорит о том, что такие браки были добровольными.

Судя по документам, мальчики, рожденные в подобном союзе, были холопами, а девочки свободными.

"Салическая правда" древних франков подобной вольницы не знала:

Если же свободный явно вступит в брак с чужой рабыней, он и сам вместе с ней должен стать рабом.

3. Женщина имела больше прав в наследовании имущества

Перещеголяли наши прабабушки женщин франков (а также англов и саксов) и в праве на наследство.

В "Салической правде", например, женщина может наследовать движимое имущество, но не землю. В этом ей отказано, причем в весьма нелюбезном тоне:

Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т. е. братьям.

(Что делать при наличии отсутствия братьев, текст умалчивает.)

"Русская правда" , во-первых, не делит имущество на движимое и недвижимое, а во-вторых, все же разрешает наследовать женщинам, если братьев нет:

О наследстве боярина и дружинника. Если умрет боярин или дружинник, то наследство князю не отходит; а если не будет сыновей, то возьмут дочери.

То есть и землю тоже.

________________________________________________________________________________

Ну вот, посравнивали. А точку поставим нашей удивительной, "фирменной" изюминкой, которую и сравнить-то не с чем: матчество. Какой-нибудь "Настасьич" в источниках вплоть до XIV в вовсе не музейная редкость...