Найти тему
Максим Хорошев

Квалификация лидов в Битрикс24 через бизнес процессы

Оглавление

Что обычно происходит на этапе квалификации лида?
Лид в работу взяли, но, либо квалифицировали неправильно - чаще всего это забыли спросить какую-либо важную и нужную деталь, либо также забыли про необходимость его обработки в цейтноте каждодневной текучки, что весьма нормально для всех :)

Если ситуация знакомая - читайте дальше.
В материале пошагово разбираемся с главной проблемой лидов взятых в работу - некачественной квалификацией.

Выделяем ключевую проблему

ДЕТАЛИ И ПРИЧИНЫ

Давайте сегодня сфокусируемся на этапе Взят в работу, напомню что на этапе Новый лид у нас работает процесс Взятия лида в работу, цель которого снизить потери забытых лидов и ускорить первичную обработку поступившей заявки, для тех кто незнаком с данным материалом вот ссылка.

Как мы уже определили основной проблемой на этапе лид Взят в работу - является все-таки некачественная квалификация, это значит что не получен набор необходимых сведений, как мы дальше их назовем стандартизированный набор мета-данных.

И дело чаще всего в том что каждый сотрудник обычно задает свой набор вопросов, плюс минус они конечно похожи, но могут существенно отличаться и все же искривлять общую картину оценки потенциала, которая формируется в процессе выполнения функции квалификации потенциального клиента.

Используемый инструмент

КАК БИТРИКС24 ПОМОЖЕТ НАМ В РЕШЕНИИ

Наша с вами задача сделать обработку лида системной, воспроизводимой и управляемой.

А строить качественную обработку лидов мы будем с помощью правильной автоматизации бизнес процессов в Битрикс24.

И здесь опять же стоит упомянуть что для всех описываемого решения нам необходим функционал дизайнера бизнес-процессов, который доступен на верхнем тарифе.

Что получим в итоге

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ

А теперь давайте заморочимся и еще раз повторим прописные истины знакомые каждому.

Что нам даст системная обработка лида?

Во-первых это конечно четкий единый по всей компании необходимый набор данных для оценки и принятия решений, во-вторых регламентированные сроки исполнения операций позволят управлять загрузкой воронки и более точно прогнозировать, и в-третьих вспомогательный инструмент фиксации инцидентов - взятия на карандаш, в данном случае позволит выявлять слабые места и людей.

Кроме того успешно выстроив процессы по работе с Лидами мы переключаемся на следующие области требующие улучшений, тем самым трансформируем деятельность компании, эволюционируем как развивающаяся бизнес-система, как бы это гротескно не звучало.

Все таки порой саркастический критик во мне бывает прорывается наружу и дает иногда дельные, иногда не очень советы. Но мы сейчас не об этом.

Что происходит на кухне процессов

ПЕРВЫЕ ВВОДНЫЕ

Основные ингредиенты нашего процесса - это набор разнородных данных, характеризующих возможную сделку.

В состав этого набора входят именно те качественно-количественные характеристики которые помогают нам оценить возможность удовлетворения запроса клиента и целесообразность его исполнения.

Задача создать список этих данных, которые необходимо получить от потенциального клиента при его обращении, чтобы корректно выполнить следующий шаг ( подготовку предложения/ предварительный расчет/ или любой другой в зависимости от вашей специфики ) и далее поработать с этим списком, сделать его стройным и подтянутым, как хорошего спортсмена идущего на рекорд, чтобы он не был перегруженной анкетой, подобно декларации 3НДФЛ на 15 листах, а успешно работал на чемпионский титул.

Здесь следует сначала определить набор минимальных характеристик/показателей которые нужны, далее оценить их объем и сложность получения в процессе простого диалога.
Очень важный момент, мы должны провести качественную оценку с позиции клиента на предмет удобства, необходимого времени и степени психологически комфорта задаваемых вопросов, и в принципе производить эту оценку периодически в дальнейшем.

Давайте для примера возьмем сферу изготовления столешниц на заказ, к слову сказать что данный принцип подойдет к любому сложно-составному выходному продукту, параметры которого индивидуальны для каждого заказа.

Для удобства разделим данные на три группы:

  • Группа №1 ПРОДУКТ - входит все что было бы нам полезно для определения подходящего продукта для клиента: место применения изделия, габариты, пожелания по материалам, производителям, цветам, фактуре поверхности.
  • Группа №2 УСЛУГИ - ориентировочный набор дополнительных услуг при реализации заказа в него мы включим: замер, монтаж, доставка, разработка/адаптация проекта .
  • Группа №3 КЛИЕНТ - удобный формат оплаты, рассматриваемый бюджет, желаемый срок реализации заказа, адрес, дополнительные контакты.
Наличие контактных даных клиента подразумевается по-умолчанию.


Мы сейчас не говорим про сам следующий шаг, которым может быть как проведение замера, так и разработка/адаптация проекта на основе данных предоставленных клиентом, а, возможно, и посещение выставочного комплекса или отправка образцов.

Наша цель определить, что мы должны узнать от клиента, чтобы понять какой будет следующий шаг.

-2

Используем результаты

КАРТОЧКА КВАЛИФИКАЦИИ ЛИДА

На первом шаге мы оцифровали мета-данные которые можем далее использовать в процессах по реализации заказа. А теперь стандартизируем их.

Для этого список мы разделяем на обязательные параметры, которые нам жизненно необходимы для удовлетворения потребности клиента, и на вспомогательные, которые нам были бы очень полезны, но не так обязательны.

Предположим, что ситуация обстоит следующим образом, мы умеем делать столешницы из различных материалов множества производителей, при том что фактура и поверхности и цвет не имеют значения при определении стоимости изделия. Значит параметры материала и размеры изделия являются для нас ключевыми, в то время как цвет и фактура поверхности второстепенными.

По аналогии возьмем группы 2 и 3 и выделим такие обязательные параметры как желаемый бюджет и срочность. Остальные параметры мы отметим как второстепенные. Это значит что если клиент не может нам дать четкий ответ на данном этапе нужен ли ему монтаж или доставка, есть ли у него проект, то мы всегда сможем уточнить их позднее.

Теперь давайте взглянем на промежуточный итог нашей работы.

Мы определили список обязательных параметров на этапе квалификации лида.

Это тот список полей в карточке, который мы будем делать обязательным для заполнения, к ним также мы добавим поле текстового комментария о пожеланиях клиента. Второстепенные же данные будут дополнять этот список и являться желательными, но не обязательными для заполнения.

Пожалуй это маленькое событие стоит отметить радостным восклицанием! ) А после опять вернуться к нашему процессу.
-3

ПРОИЗВОДИМ НАСТРОЙКИ БИТРИКС24

1. Создаем карточку квалификации

Мы стандартизировали мета-данные которые нужно получить. Дальше создаем соответствующие структуры полей для хранения информации и формируем карточку квалификации, задача заполнить которую возникает у нас при переходе в статус взят в работу.

В конце данной карточки мы ставим результирующее поле, которое определяет следующий шаг процесса, в нем мы просто спрашиваем какой результат, то есть фиксируем факт лид качественный, возможна сделка, или лид некачественный и дальнейшая работа нецелесообразна.

2. Настраиваем элементы процесса

Ок, карточка готова.
Переходим к следующему, настраиваем еще один важный компонент - время выполнения задания по квалификации.

Базовой отправной точкой которого служит наличие конкретных контактных данных. То есть если у нас есть только email клиента, то срок выполнения задания должен быть гораздо больше, и соответственно, если у нас есть контактный телефон, то меньше.

Смотрите у нас уже вырисовываются наброски структуры.
Лид взят в работу - проверяем условие наличия контактных данных и от этого задаем базовое время на выполнение стандартного задания.

Следующий момент, нам нужно понять выполнено задание или нет в заданный срок, и здесь мы подключаем...

3. Цикл проверки

Это достаточно простая штука которая периодически, по истечении заданного срока ( срок мы определили когда проверяли какие контактные данные у нас есть ) верифицирует результат обработки лида.

Если
лид качественный и возможна сделка, цикл проверяет обязательные параметры и при необходимости, требует их снова. ( если они не заполнены )

В случае, если
лид определен как некачественный, система отправляет его на соответсвующий этап воронки обработки лидов, где, в свою очередь, запускается процесс контроля качества обработки, о котором конечно расскажу в последующих материалах.

И у нас с вами остался третий вариант развития событий, когда
обработка лида не выполнена в заданный срок. Действия: конечно уведомляем ответственного сотрудника, что на нем висит лид, создаем запись в специальном журнале что пропущен срок обработки лида ( вкратце об этом вспомогательном инструменте я уже рассказывал в первой части ) и подключаем руководителя данного сотрудника.

Об этом немножко подробнее. Чтобы не дергать руководителя каждый раз мы для себя определяем после какого повторения данной ситуации это необходимо. Пример, сотрудник 3 и более раз за установленное в регламенте на обработку лида время не выполнил задание, о чем был конечно уведомлен должным образом, значит целесообразно обратить внимание его руководителя на данный факт.
Попросту говоря, уроки пропускаются систематически - вызываем папу в школу ).

От себя здесь хочу сказать что данный метод очень хорошо работает на любых этапах где так или иначе требуется выполнение ключевого действия в заданный период времени, мы видим где и что тормозит и обращаем туда внимание
-4

Итоги

ЧТО МЫ ПОЛУЧАЕМ НА ВЫХОДЕ

Ну вот наконец-то и все.
Давайте рассмотрим структуру процесса Квалификации лида еще раз.

Этап воронки обработки лидов Взят в работу.
Основной элемент Карточка квалификации, состоит из:
- Стандартизированного набора обязательных и вспомогательных мета-данных.
- Фиксации результата обработки - выбор следующего шага.

Задание по заполнению карточки имеет определенный регламентированный срок на его выполнение. Срок выбирается автоматически в зависимости от имеющихся контактных данных клиента.

По истечению данного срока, либо по факту выполнения задания выполняется цикл проверки, состоящий из:
- Проверки обязательных параметров.
- Системы информирования об инцидентах.

Перейти на сайт и получить консультацию по автоматизации ваших процессов в Битрикс24