Найти в Дзене
Фактум

Зерновой вопрос для 135 млн человек: что происходит?

Оглавление

Зерновой вопрос не сходит с первых полос газет уже несколько недель. ООН бьёт тревогу: бедные люди всего мира будут голодать. Виновной в кризисе считается Россия, хотя она не признает свою вину. Что происходит с зерном на самом деле? Разъясняем ситуацию.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

С чего всё началось?

ООН и WFP обращаются к Путину с просьбами открыть захваченные черноморские порты Украины. А Еврокомиссия разрабатывает план на случай, если Россия откажется открыть порты для экспорта зерна. Тем временем зернохранилища в Украине переполнены.

По данным ООН, в зернохранилищах находится более 20 миллионов тонн зерна, предназначенного для поставок зарубеж. Ранее страна экспортировала зерно через порты Одессы — «Южный» и «Черноморск», Николаева, Херсона, Бердянска и Мариуполя. Однако теперь это невозможно по нескольким причинам.

Во-первых, одесские порты заблокированы российским черноморским флотом, Херсон и Бердянск контролируются российской армией, а Мариуполь полностью разрушен. Во-вторых, побережье заминировано и точное число мин неизвестно.

Так, экспорт уменьшился в 10 раз, поскольку зерно транспортируется грузовыми поездами и через дунайские порты.

Какие могут быть последствия?

На долю Украины в мировом экспорте зерна приходится 10% всех поставок. Если размышлять в абсолютных цифрах, то украинское зерно кормит 400 миллионов человек в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии.

Кроме того, Украина была главным поставщиком зерна для Всемирной продовольственной программы ООН. От этой программы зависит жизнь 135 миллионов человек в 80 странах мира.

Основная проблема, которая подстерегает мир через полтора месяца — загрузка хранилищ. В них нет места для нового урожая. В частности, пшеницу, ячмень, рапс и подсолнечник соберут, но часть кукурузы останется в поле и не дойдёт до хранилищ.

Продовольственный рынок Украины будет полностью удовлетворен, чего нельзя сказать про Северную Африку и Ближний Восток. По разным оценкам, запасы зерна в этих регионах закончатся через 3 месяца.

И пока бедные страны будут переживать голод и социальные «бунты», то богатые ожидает очередной рост цен на продовольствие.

Экспорт следующего года также под вопросом. Заводы, нефтехранилища, железнодорожное сообщение — вся необходимая инфраструктура уничтожена.

Какие решения предлагает мир?

Уже несколько недель политики пытаются принять какое-то решение. Прежде всего, речь идет о разминировании и открытии портов в Николаеве и Одесской области, но также херсонского и мариупольского портов.

Например, для достижения договоренностей по этому вопросу 8 июня Сергей Лавров встречался с главой турецкого МИД в Анкаре без участия украинской стороны. Турция пообещала обезвредить порты от мин, а также защитить торговые суда.

А ООН предложила особую контрольную группу, в которую войдут представители организации, а также Турции, Украины и России. Предполагается, что группа будет контролировать так называемый «зерновой коридор». Турция заявляет, что таким образом освободить хранилища можно за одну-две недели.

Подобное решение, кажется, устраивает всех. Однако Украина предполагает, что разминирование поставит Одессу и юг страны в уязвимое положение. Поэтому Киев просит гарантий в виде противокорабельных ракет, но против этого выступает уже Россия.

А 3 июня Владимир Путин предложил вывезти зерно через Беларусь. Правда, для этого необходимо снять санкции. Кроме того, российский президент согласен с предложениями о разминировании портов.

Пока Украина, Россия и Турция пытаются разобраться с «зерновым коридором», идет настройка иных логистических цепочек.

Главной альтернативой становятся румынские порты, а именно черноморские в Констанце и Сулине и дунайский в Галаце. К Румынии подключились балтийские порты: Гданьск, Гдыня, Свиноуйсьц, Клайпед. Но эти порты не «запрограммированы» на работу с такими крупными объёмами зерна.

Железная дорога — более дорогой и менее эффективный вариант, так как вагонов-зерновозов немного и их заменяют грузовыми вагонами, накрытыми тентом. Но проблема осложняется шириной колеи.

Оказалось, что колея в европейских странах уже, чем в постсоветстких странах. Поэтому зерно перегружают с одной колесной пары на другую. Эту проблему можно решить, отправляя вагоны с зерном в порт Клайпеда в Литве через Беларусь.

Свою лепту вносит ограниченная пропускная способность железной дороги, а также таможенная и санитарная проверка груза на границах.

Будет ли голод в России?

Едва ли. Дело в том, что и Россия — один из крупнейших производителей и экспортеров зерна. У нее достаточно ресурсов покрыть потребности внутреннего рынка.

Опасаться стоит странам, которые импортируют зерно. Причина простая: производители зерна — Украина, Россия, Индия — прекращают экспорт в другие страны.

Например, Россия ввела запрет на экспорт пшеницы, меслина, ржи, ячменя и кукурузы пока до конца июня. А Индия запретила вывозить пшеницу. Причиной стали быстрый рост цен на продовольствие и аномальная жара в регионе, убивающая урожай.

Автор: Христина Каранская, политолог, дата-журналист, независимый автор медиагруппы "Хакнем"

Подписывайтесь на канал Хакнем по ссылке

-2

Напишите нам на почту: story@haknem.com, если хотите опубликовать свой пост в нашем канале