В годы Гражданской войны имя Эфраима Марковича Склянского было известно многим. Одни его любили, другие ненавидели, а третьи терпели и делали то, что он говорил. Как бы то ни было, Склянский являлся фигурой необычайно значимой для молодого советского государства, сражавшегося в войнах с белыми армиями. Особенно ценной роль Склянского выглядела, учитывая его должность в 1918-1924 годах. Однако обо всем по порядку.
Доктор из Житомира
Мы не сможем слишком много рассказать об Эфраиме Склянском по той простой причине, что его биография не написана. Известно о нем мало. Родился 31 июля 1892 года в Киевской губернии, умер (погиб при странных обстоятельствах) 27 августа 1925 на озере Лонглейк, штат Нью-Йорк, США. С высокими баллами закончил гимназию в Житомире, затем медицинский факультет Киевского университета Св. Владимира. На третьем курсе увлекся идеями марксизма, вступил в ряды РСДРП(б). Воевал в годы Первой мировой войны.
После Февраля 1917 года, облеченный доверием масс, как говорили в те времена, был избран председателем солдатского комитета одной из пехотных дивизий. В октябре 1917 года перебирается в Петроград, где становится делегатом 2-го Всероссийского съезда Советов и членом Президиума съезда от фракции большевиков.
Дальнейшая судьба Эфраима Склянского неразрывно связана с Военно-революционным комитетом Петроградского совета и Реввоенсоветом РСФСР. В последнем он с 22 октября 1918 года занимал должность заместителя Л.Д. Троцкого, бывшего главой Р.В.С.Р. Вместе два эти человека являлись мозговым и волевым центром штаба, создававшего и управлявшего организмом Красной армии.
Правая рука Троцкого
Никакой армии в начале 1918 года не существовало. Эту махину из многих сотен тысяч и миллионов человек еще только предстояло создать. Для подобной работы требовались самые лучшие организаторы, которые только имелись у большевиков, и так уж случилось, что самым лучшим из них оказался Лев Троцкий. Ульянов (Ленин) не взял на себя миссию творца РККА, а полностью доверился в этом деле Троцкому. Однако вот что интересно.
В полемике со своими политическими антагонистами - Зиновьевым-Каменевым-Сталиным - 8 октября 1923 года Троцкий честно признавался, что львиную долю работы (как у него сказано, основную работу) в Реввоенсовете выполнял тов. Склянский и группа беспартийных специалистов, состоящих из Главкома Каменева, Шапошникова и Лебедева. Позднее, в одном из своих сочинений Троцкий снова возвращался к роли Склянского в организации работы Реввоенсовета и также подчеркивал, что именно на этом человеке держалась ее существенная часть.
Откровение Дыбенко
Эфраим Склянский был, судя по всему, 100-процентным большевиком и несмотря на свое медицинское образование оказался администратором высшей пробы. Однажды Павел Дыбенко высказал серьёзное обвинение в адрес Склянского, заявив, что тот неоднократно прибегал к децимации дезертиров в Красной армии. Так это было или нет, сказать практически невозможно. Каких-либо подтверждений слов Дыбенко не найдено. Есть вроде бы рассказ белогвардейского полковника В.О. Вырыпаева о расстрелах, учиненных над дезертирами Троцким в 1918 году под станцией Свияжск, но, во-первых, тут речь ведётся о Троцком, а, во-вторых, слова капелевского офицера тоже нуждаются в дополнительной проверке.
Склянский, возможно, и был жестким руководителем, но его главная задача состояла не в командовании войсками, - в чем он, кажется, замечен не был, - а в координации хозяйственной деятельности, закрытии "узких мест" в снабжении, помощи в переброске войск, материальном обеспечении и так далее. Именно такой вывод напрашивается из слов Троцкого, в которых он сравнивает Склянского и Фрунзе, назначенного на его место.
"Фрунзе, - пишет Троцкий, - был серьёзной фигурой. Его партийный авторитет ... был выше, чем молодой ещё авторитет Склянского. Фрунзе обнаружил, кроме того, во время войны несомненные способности полководца. Как военный администратор он был несравненно слабее Склянского".
Военный администратор
В общем и целом, можно сказать, что Эфраим Склянский проявил себя толковым военным администратором. Он и весь Реввоенсовет справились со своей нелегкой работой, иначе Красная армия не была бы создана и не смогла бы победить в Гражданской войне. Первые два года после окончания военных действий никому не приходило в голову умалять организаторскую роль Троцкого и его помощников. Проблемы Склянского начались вскоре после перехода РСФСР к мирной жизни и связаны они были с внутрипартийной борьбой за власть.
Время великих интриг
После смерти Ульянова (Ленина) в партии разгорелась нешуточная борьба за первенство. Удивительным образом партийные массы были проигнорированы в этой борьбе, и вся она велась в лучших традициях византийского двора. Идея Зиновьева, Каменева и Сталина состояла в том, чтобы за счёт новых членов Реввоенсовета уменьшить в нем влияние Троцкого и избавиться, в итоге, от этого яркого лидера и его помощников. М.В. Фрунзе выступил на февральском пленуме ЦК РКП(б) 1924 года и, по сути, обвинил Склянского в провале всей работы по организации РККА.
В том же году после доклада комиссии С.И. Гусева об итогах проверки армии, согласно которым ее боеспособность находилась на нуле, Склянский был снят со всех военных постов и назначен председателем правления треста "Моссукно". Весной 1925 года он был направлен в служебную командировку за границу. По некоторым сведениям, Склянский отправился работать Председателем "Амторга" в США. По сообщению Б.Г. Бажанова, это назначение выбрал для Склянского лично Сталин.
Загадочная гибель на озере Лонглейк
Вскоре в СССР пришло известие, что Склянский утонул, катаясь на лодке вместе с Исаем Хургиным по озеру в штате Нью-Йорк. Моторную лодку нашли перевернутой, а Склянского и Хургина утонувшими.
Вхожий в тогдашние большевистские круги Б.Г. Бажанов, прекрасно знавший, как Сталин ненавидел Склянского, который в годы Гражданской войны пренебрежительно относился к Иосифу Висарионовичу, не сомневался, что Склянский был убит по приказу Сталина. В воспоминаниях Бажанова есть такой эпизод:
"Мы с Мехлисом немедленно отправились к Каннеру и в один голос заявили: „Гриша, это ты утопил Склянского“. Каннер защищался слабо: „Ну, конечно, я. Где бы что ни случилось, всегда я“. Мы настаивали, Каннер отнекивался. В конце концов я сказал: „Знаешь, мне, как секретарю Политбюро, полагается все знать“. На что Каннер ответил: „Ну, есть вещи, которые лучше не знать и секретарю Политбюро“. Хотя он в общем не сознался (после истории с Южаком все в секретариате Сталина стали гораздо осторожнее), но мы с Мехлисом были твёрдо уверены, что Склянский утоплен по приказу Сталина и что „несчастный случай“ был организован Каннером и Ягодой".
Другая версия
Любопытно, что Троцкий не высказывал подобных обвинений ни в чей адрес. В своей речи, посвященной памяти Э.М. Склянского, он говорил о нем, как о человеке с большим будущим, который способен был принести стране пользу в деле хозяйственного и культурного развития, но, к сожалению, трагически погиб. "Такова, - сказал, в итоге, Троцкий, - предательская игра судьбы".
На смерть Склянского откликнулась газета "Известия" статьей "Подробности трагической гибели т.т. Склянского и Хургина". В ней подробно описывались обстоятельства случившегося и делался вывод, что причиной трагедии стала самоуверенность Хургина и коварные водовороты в центре озера Лонглейк, куда опрометчиво заплыли Склянский и Хургин.
P.S.
Эфраим Склянский был похоронен на Новодевичьем кладбище, хотя за свои заслуги вполне мог претендовать на место в Кремлёвской стене. Есть версия, что это запретил делать Сталин. Так это или нет, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
В истории со Склянским печально другое. Если у человека есть заслуги перед страной, они должны быть известны народу. А нам вместо Склянского десятки лет рассказывали о Фрунзе, как единственном строителе Красной армии, но говоря уже о Троцком, имя которого вообще вычеркнули из истории СССР. А ведь они в этой истории были со всеми своими достоинствами и недостатками.
Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору