Найти в Дзене
Абзац

Синай отсюда: как Украина повторяет путь Египта времён Шестидневной войны

Ровно 55 лет назад окончилась Шестидневная арабо-израильская война, ставшая моделью для военной операции России на Украине.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: ТАСС / Артем Геодакян
Фото: ТАСС / Артем Геодакян

Одной из идей фикс нынешнего украинского режима является «израильская модель» – дескать, мы всех победим, когда из отсталой «аграрной империи» превратимся в агрессивное моноэтническое государство с самой передовой технократической армией. Однако, как бы ни фантазировали идеологи украинства, в действительности Украина куда больше напоминает другую окраину империи, Британской, а именно – Египет полувековой давности, где в то время сложился свой селюковский национализм в арабском изводе.

Да ведь и Зеленский – копия египетского президента Гамаля Абдель Насера, который был прирождённым актёром, чьи популистские речи на митингах приводили египетских крестьян в экстаз. Ещё бы! Каждому арабскому пастуху было очень приятно слышать, что он является не абы кем, а духовным наследником султана Салах ад-Дина, выгнавшего крестоносцев из Иерусалима (для советских покровителей Насер готовил другие речи – про верность курсу социализма, – как и Зеленский рассказывает чиновникам из Вашингтона только то, что они хотят слышать).

Фотохроника ТАСС / Президент Египта Гамаль Абдель Насер
Фотохроника ТАСС / Президент Египта Гамаль Абдель Насер

Израиль же куда больше напоминал современную Россию – и не только потому, что страной правил бывший подданный Российской империи Лев Школьник (он же Леви Эшколь), который накануне революции 1917 года уехал из родного Киева в Палестину, чтобы бороться за торжество сионизма. По своему воспитанию Лев Школьник был больше русским, чем палестинским евреем – по крайней мере, он прекрасно знал принцип русских улиц: «Если драка неизбежна, бей первым!».

Войны же действительно избежать было никак нельзя – прежде всего потому, что ни Израиль, ни Египет не смирились с итогами предыдущей арабо-израильской войны, случившейся после решения Насера в 1956 году национализировать Суэцкий канал. В ответ хозяева канала – англичане и французы – предложили Израилю атаковать Египет, чтобы под шумок вернуть контроль над стратегическим объектом. Израиль долго уговаривать не пришлось после того, как Насер закрыл пути для израильских кораблей. Всё прошло как по нотам: Израиль захватил Синай, англичане и французы взяли под контроль канал. Однако их действия вызвали негодование как у СССР, так и у США. Это был редкий случай в истории холодной войны, когда Советский Союз и Америка выступали с одних позиций. После их давления участники конфликта отступили и вернули всё как было.

Но вмешательство Москвы сыграло с Насером злую шутку, внушив ему ощущение неуязвимости – дескать, как ни накосячь, покровители вмешаются и защитят. Появился и типичный для иждивенцев способ заработка: постоянно держать мир в напряжении, требуя от патрона больше финансов и прочих вкусняшек.

Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Всё десятилетие с момента окончания Суэцкого кризиса прошло в бесконечных арабо-израильских истериках, накаливших ситуацию до предела. Насер так и рвался в бой, став заложником собственных националистов, которым всюду мерещилась «зрада». Хочешь оставаться у власти – надо воевать. Не правда ли, знакомая ситуация?

В мае 1967 года Насер пошёл ва-банк и, обвинив Израиль в подготовке агрессии, вновь закрыл пролив Тиран – вход в залив Акаба (в нём ныне расположен известный израильский курорт Эйлат). Разумеется, Насер вовсе не собирался начинать войну – нет, он просто провоцировал Израиль, чтобы укрепить свой имидж и требовать от СССР больше денег на вооружения. Но на этот раз Лев Школьник решил ударить первым.

Ранним утром 5 июня израильские ВВС нанесли мощный удар по авиабазам арабской коалиции (Египет, Сирия и Иордания). Нападение было тщательно спланировано: пока между сверхдержавами шли привычные консультации по поводу эскалации конфликта, штаб ЦАХАЛ делал вид, что никакой войны вообще не планируется – даже в первый день боевых действий все израильские газеты были заполнены фотографиями отдыхающих солдат, которых будто бы распустили по домам.

После авианалётов армия Израиля перешла в наступление, перерезав все коммуникации между укрепрайонами арабской коалиции, которые превратились в «котлы». В общей сложности Израиль за пять дней войны получил контроль над территорией, в 3,5 раза превосходящей его довоенную площадь.

Фото: TASS / ASSOCIATED PRESS
Фото: TASS / ASSOCIATED PRESS

Самая позорная страница связана с оставлением стратегически важных Голанских высот, где силы сторон были равны: 53 тысячи сирийцев против 50 тысяч израильтян. Их падение стало знаком к остановке боевых действий – все сверхдержавы в ООН в один голос потребовали заключить мир.

Для Насера этот договор был ничего не значившей бумажкой, давшей ему время перегруппировать силы. В феврале 1968 года он начал новую войну против Израиля, но натолкнулся на жёсткую позицию Кремля, которому уже порядочно надоел.

Так что прямым следствием превентивного удара Израиля стало падение «несокрушимого» Насера. Такая ли «израильская модель» устраивает украинцев?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.