Я как обыватель скажу — Древний Египет уже надоел и хочется свежих сенсаций. Вот они, назревают. Мы знаем, где под песками и обломками чужих историй лежит эта страна, легендарная Маргуш (тут недалеко). Мы видим, что эти люди, жившие четыре с лишним тысячи лет назад — были красивы, умны и влиятельны на всем континенте. Может, они вообще были здесь главные?
Вглубь песков
99% этого мира пока лежит в земле. Таинственную «цивилизацию оазисов» мы называем «Бактрийско-Маргианской культурой». Каким было собственное имя Маргуш, нам только предстоит узнать.
«Что такое Каракумы? Нам говорили: это величайшая пустыня в мире, где не ступала нога человека. А я однажды сел на машину и поехал вглубь песков, это было в 1972 году. И вдруг я увидел этот город», — вспоминал доктор наук, создатель российско-туркменской Маргианской экспедиции Виктор Сарианиди (1929-2013).
Грандиозный храмовый комплекс Гонур-Депе когда-то был окружен тремя рядами десятиметровых стен. Только центральный квадрат его кварталов и храмов занимает 25 га, а общая площадь памятника вдвое больше.
В центре — Храм, где на алтарях пылал Вечный огонь. Белый пепел с этих алтарей почтительно хоронили в глиняных резервуарах по периметру комплекса. Зороастризм, огнепоклонство? Но Гонур-Депе вознесся в 23 веке до н.э.. За полторы тысячи лет до рождения пророка Заратуштры.
Так бывает: великий народ становится преданием, почти детской сказкой. А потом какой-нибудь археолог поверит в сказку, начнет копать — вот, оказывается, все на месте. Это было с мифической Троей, так, может, еще получится с Атлантидой. А в «Авесте», священной книге огнепоклонников, упоминается некая древняя страна Моуру.
В Бехистунской надписи великого царя Дария — страна Марга (Маргуш). Сарианиди обвел взглядом город, который встретил в пустыне, и понял — а вот и она, пропавшая страна.
Керамика звенит, как фарфор
К концу своей жизни Виктор Сарианиди поверхностно обследовал около 200 поселений, принадлежащих к одной культуре и построенных в одно время — между 23 и 17 веками до н.э. Все они тяготеют к течению реки Мургаб в регионе, где сходятся границы: это соседние части Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.
Судя по находкам в некрополе Гонур-Депе, основную массу населения тут составляли европеоиды восточно-средиземноморского типа: высокие узкие лица, точеные черты лица. А четко выраженная элита имела, скорее ближневосточный облик — видимо, это след какой-то колонизации.
У этого народа были великолепные ремесленники и инженеры; имея только примитивные бронзовые инструменты, они творили чудеса с камнем и металлами (включая метеоритное железо). «Керамика звенит, как фарфор», — восхищена нынешний руководитель Маргианской международной экспедиции, доктор наук Надежда Дубова.
Вода в бассейны храмового комплекса Гонур-Депе поступала через фильтры, «специальным образом уложенный тростник с верблюжьей колючкой, — рассказывает Дубова. — Это растение обладает бактерицидными свойствами, то есть, была и механическая очистка воды, и химическая».
Кстати, бассейны располагались вокруг центрального храма, и войти в сам комплекс нельзя было, не совершив омовения. По виду и сути — это в точности иудейские миквы. Но за тысячелетие до самого царя Давида!
Своих покойников маргушцы хоронили в богатых могилах, похожих на подземный дом: с полочками, очагами, лежанками и даже обеденным столом. Вслед за ними отправлялись стилизованные статуэтки людей в традиционных для этой культуры шерстяных балахонах.
Любопытно: в центре некрополя найдены три захоронения баранов, точно такие же, как человеческие. Вряд ли Маргуш был совместной цивилизацией людей и разумных баранов. Скорее, животные в похоронном ритуале заменили кого-то, кто пропал на чужбине — так думают исследователи.
Похожие на всех
Страна Маргуш лежала посреди процветающего континента бронзового века: она чуть-чуть похожа на всех соседей (или их потомков) сразу. «В архитектуре есть параллели как с Месопотамией, так и с дворцом Мари в Сирии, и с Кносским дворцом на Крите. Кносс был построен позже, но элементы те же самые, — рассказывает Надежда Дубова. — В Маргиане также есть „Царское святилище“, которое сходно с одним из помещений Мохенджо-Даро цивилизации долины Инда».
А еще, говорит Дубова, исследования палео-ДНК показали: «несколько индивидов с Гонура, имеют абсолютно те же самые генетические маркеры, что и представители ямной культуры с Поволжья». Вот это да!
Так чем же была страна Маргуш, или как они там себя называли? Международным базаром на перекрестье торговых путей? Или все же «одним центром, из которого распространялись и на запад, и на восток какие-то общие элементы», как считает доктор Дубова?
Это потерянная колыбель Евразии?
Расселение человека современного типа из Африки по планете началось примерно 80-100 тысяч лет назад. А более-менее описаны и зафиксированы историками — последние пять. Мы не знаем, кто первым куда и откуда пришел, кто кому родственник или предок.
Ничего, поправим положение. «Интерес к региону колоссальный», — говорит Дубова. Уже определены до 500 маргушских поселений, а основательно раскопаны и описаны — только три! На объектах наперегонки работают археологи из Италии, США, Польши, Франции, Испании, Германии, даже Японии. Кто откопает новую «гробницу Тутанхамона»?
Например, российские археологи могут. Многие исследователи предполагают, что политический центр и важнейшие города Маргуша располагались все же не в Туркмении (которая плюс-минус изучена), а чуть ниже по карте — в северном Афганистане. Россия имеет давнюю историю отношений с Афганистаном, и не о все времена это была война.
Может, мы и в археологии посотрудничаем (на эксклюзивной основе) с этой вечно молодой страной?