Общеизвестно, что в Советском Союзе призывников старались отправить служить куда-нибудь подальше - к «чёрту на кулички», в то время как в родном регионе разномастных воинских частей (а, стало быть, и возможностей для прохождения службы) имелось великое множество.
Это имело своё обоснование и название - принцип экстерриториальности. Поскольку в СССР культивировалась дружба народов, то какой-то специальной системы распределения по частям по «национально-территориальному признаку» не существовало. Многочисленные народности старались максимально перемешивать между собой, разбавляя ими основной солдатский контингент, состоящий из русских, украинцев и белорусов. Их доля не превышала, как правило, 10% от общей численности среднестатистической войсковой части. Так что, призывники из одной местности оказывались в одном подразделении зачастую совершенно случайно, и наиболее часто такое встречалось в мотострелковых и инженерных войсках.
По-видимому, военные умы преследовали при этом несколько целей, главная из которых - исключить любые предпосылки для возникновения в советской армии национальных группировок. Те представляли собой неформальные объединения военнослужащих, сплочённых по территориальному признаку, т.е. в зависимости от того, кто откуда призывался. Люди объединялись, чтобы поддерживать друг друга в новых условиях, да и просто иметь возможность поговорить на родном языке.
Если вплоть до конца 1960-х годов советская армия состояла, преимущественно, из представителей славянских наций (где доминирующей была система дедовщины), то в 70-ые годы в ней становилось всё больше представителей кавказских и среднеазиатских республик, что стало приводить к формированию национально-этнических группировок. Их отличительной особенностью было то, что в них царили отличные от традиционной дедовщины армейские иерархические отношения, основанные на беспрекословном подчинении младшего старшему (разумеется, по возрасту, а не по сроку службы). При этом никакого унижения младшего старшим не было, отношения между ними больше походили на наставнические, даже в какой-то степени на «отеческие». А потому занять там привилегированное положение мог даже первогодок, тогда как при дедовщине он подвергался бы унижениям и выполнял самую грязную работу.
Славянские деды старались не вмешиваться в дела национальных землячеств, что фактически привело к существованию, по сути, двух параллельных систем неуставных взаимоотношений в советской армии.
Как отмечают многие служившие, самыми сплочёнными и боевитыми были кавказские землячества - чеченские, азербайджанские и дагестанские, объединявшиеся на клановой основе. За счёт своей врождённой взаимовыручки они могли доминировать в подразделении даже при небольшой численности в 3-4 человека. Противостоять им могли только самые сильные и стойкие. Стоит ли говорить, сколько хлопот причиняли такие национальные землячества командирам и сослуживцам!
А вот среднеазиаты, также отличавшиеся в армии достаточной сплочённостью, обладали влиянием лишь в том случае, если составляли не менее половины состава подразделения.
Различия в менталитете, национальных традициях и образе жизни служили благодатной почвой для появления проблем в межличностных и межнациональных отношениях. И чем больше представителей одной народности было в части, тем сильнее было их влияние на всё подразделение. Вот потому-то при призыве просчитывался каждый нюанс. К примеру, при распределении прибалтов-призывников (в армии их называли «шпротами») по регионам страны принимался во внимание и количественный дисбаланс по их национальному составу: упаси, Бог, если будет перекос в пользу эстонцев или литовцев! А вот их последующего объединения в общую прибалтийскую группировку не слишком-то опасались, поскольку менталитет всех трёх национальностей исторически исключает толерантность друг к другу.
Второй момент. Имелось понимание, что вояки из представителей неславянских народов - никудышные, и более уместным представлялось разбавить ими боеспособную (в данном случае - русскоязычную) часть солдатского контингента. А уже на местах командиры ломали головы, где найти им применение...
Ну, и языковой барьер нельзя было сбрасывать со счетов. Если бы четверть военнослужащих подразделения плохо знала или совсем не говорила на русском языке (как это в большинстве своём имело место с выходцами из Средней Азии), она бы просто стала неуправляемой и небоеспособной.
А вы знаете, где была изначально заложена бомба, в любой момент способная разнести в пух и прах существовавшую систему распределения призывников из национальных республик? Безусловно, в военно-строительных частях (стройбат), комплектовавшихся по остаточному принципу: основной контингент тут составляли две категории военнослужащих - представители среднеазиатских республик, привыкшие во всем «косячить, свинячить и доминировать», и на дух не переносившие их русские и украинцы (в большинстве своём имевшие судимость). Остается лишь посочувствовать отцам-командирам, из последних сил державшим ситуацию под контролем...
По счастью, в части, где я служил в середине 70-ых (аэродром «Ханкала» в тогдашней Чечено-Ингушской АССР), основную часть солдат-срочников составляли представители коренных народов Советского Союза - русские, украинцы и белорусы, дозированно разбавленные прочими национальностями. А посему этнических распрей не наблюдалось. Чего не скажешь о межличностных отношениях, где «прочие национальности» иногда доставляли головную боль командирам. Но поскольку и командир части, и замполит были евреями с присущим им умением находить подходы к любому человеку, любые конфликты обходились «малой кровью».
Поделюсь личными наблюдениями о некоторых особенностях национальных отношений в своей бывшей части.
Среднеазиаты (в части было несколько казахов и узбек) с их крайне низким уровнем образования и слабым знанием русского языка с трудом осваивали военные специальности и находящуюся на вооружении технику, поэтому использовали их, преимущественно, на второстепенных ролях. Да и сами они всегда старались найти место для службы попроще и полегче. Если многие из них на первом году службы старались «откосить» от работы, ссылаясь на недостаточное знание русского языка (хотя матом на великом и могучем ругались дай Бог каждому русскому!), то на втором году уверовали, что трудиться им уже не по статусу. В частности, у нас неразговорчивый и злобный узбек успешно прижился и прокантовался до самого «дембеля» раздатчиком на кухне, до последнего дня службы живя надеждой уйти на гражданку ефрейтором (вся рота по этому поводу откровенно подтрунивала над ним).
Что любопытно, среднеазиаты не уживались с кавказцами, вели себя высокомерно, а те платили им взаимностью. До чего комичными выглядели сцены, когда в ходе словесных перепалок обе стороны с особым упоением обзывали друг друга «чурками»! Остальные животы надрывали...
Грузинские парни при всей их горячности были трудолюбивыми и отзывчивыми товарищами, ладили со всеми и служили исправно. Даже будучи уже «дедами», не унижали и не издевались над молодыми солдатами (видимо, национальная гордость не позволяет). К тому же, до самого «дембеля» показывали пример отношения к службе: так же регулярно выходили в наряды, на физические работы, на зарядку (хотя большинство из их призыва на всё это уже «забило»)...
Этим они выгодно отличались от азербайджанцев, которые держались обособленно и настороженно, стараясь не заводить каких-либо отношений с представителями другими национальностей, демонстративно показывая при этом своё презрение к ним.
Отдельно остановлюсь на прибалтах, представлявших собой в советской армии самую закрытую и непредсказуемую категорию военнослужащих. В национальные группировки они сбивались крайне редко, но и поодиночке в обиду себя никогда не давали: будучи немногословными и упрямыми, вызывали у других солдат трепет. Если с латышами у командиров особых проблем не возникало, то вот литовцы в стремлении приобрести влияние над сослуживцами или (как вариант) властные полномочия зачастую игнорировали даже интересы своего национального клана и всячески «гнобили» своих же. В этом плане более образованные, исполнительные и пунктуальные эстонцы, умеющие подстраиваться под общее настроение, были предпочтительнее для командиров, но также считались ненадёжными солдатами, поскольку никогда не знаешь, чего от них ожидать!
А как у вас в армии складывались отношения между разными народностями?
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
- Живя по соседству с Богом...
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!