Интеллектуальный ландшафт мира в 1987г. был буквально осенен концепцией VUCA – мира, которая периодически всплывает там на поверхность и по сей день, но зато, увы, пользуется в России неизменным успехом, будучи показателем якобы осведомленности и «продвинутости» тех «интеллектуалов», которые отличаются абсолютной философской безграмотностью, но так любят поток различных имитаций гуманитарного сознания превращать в "жирный" монетарный профит посредством всякого рода псевдо мастер классов и тренингов.
Концепция VUCA – мира, конечно, это отголосок очень популярной на Западе глобальной оптики теории ЭНТРОПИИ (даже с позиций физики оправдывающей основы постмодернизма), хотя она и была создана военным – полковником американской армии Стефаном Гарросом, который добросовестно отразил в ней свой взгляд на характер современного театра военных действий,
с их моментальной изменчивостью (Volatility),
нестабильность - с постоянным перемещением военных подразделений и военной техники, с их совершенной неопределенностью (Uncertainty),
непредсказуемостью - с абсолютной невозможностью предвидеть действия противника, с их безмерной запутанностью (Complexity),
переплетенностью различных тенденций и сфер - со сложностью одновременного учета всех локаций, задач, назначений, перемещений военных частей и техники, с их неясностью (Ambiguity),
с учетом возможных ошибок, с неизбежностью уничтожения частей и техники, с вероятностью предательств, трусости, с разрушающим влиянием дезинформации.
Концепция VUCA – мира это результат тщательного анализа опыта военных действий, хотя и не совсем ясно, чем их современный вариант принципиально отличается от военных действий прежних эпох – ведь судя по многочисленным историческим источникам и тогда к ним были в полной мере применимы такие прилагательные как: изменчивые, неопределенные, запутанные, неясные.
Ну, да ладно, оставим этот анализ на совести американского полковника, тем более, что нам неведомо состояние его сознания в то время и в том месте его пространственного пребывания как аналитика.
Более же всего удивительно то, что вскоре концепция VUCA – мира стала применяться в сферах казалось бы столь далеких от военных действий – в сферах психологии, социальных отношениях, в бизнесе, с их настойчивыми и упрямыми позитивистскими установками на то, что хаос VUCA-мира якобы должен быть преодолеваем только пониманием неизбежности постоянных перемен, гибкой адаптацией, использованием постоянных коммуникаций (для обретения смыслов) и якобы системным мышления - об этом инструментарии речь у нас пойдёт в дальнейшем.
В этом перечне совершенно не трудно увидеть позитивистский набор интеллектуального инструментария эволюционной биологии (тренды развития, адаптации, системы) и вульгарной социологии (общественная коммуникация как средство обретения истины, но что может быть философски более бездарным), которые могут быть годны только для целей имитационных практик, но совсем закрывают возможности сущностного анализа, а значит и делают невозможным в принципе глубокое осмысление мышления как проблемы, что еще в 1970-е годы так явно намечалось в исследованиях выдающегося психолога Джоя Гилфорда, который, кроме сомнительного разделения мышления на дивергентное и конвергентное, подошел к его изучению с позиций образности, символичности и семантичности, хотя, как оказалось после, несколько декларативно и тоже достаточно имитационно.