Мы живем в обществе, где почти каждое культурное течение имеет приставку пост- или нео-. Однако известно, что искусство идет впереди планеты всей, что художники – своего рода провидцы, и что понять явления современного искусства смогут только наши внуки. Так было с творчеством многих известных и почитаемых ныне художников, список которых возглавляет Ван Гог.
Постепенно сознание обычных людей меняется вслед за сознанием творцов, приходят осознание, что жизнь в «новое время» работает несколько иначе, что нужны новые законы. Они пишутся, и -тадам! Новая реформа об образовании. Новые подходы. Формы преподавания. Но чтобы свершилась подобная революция в образовании, должно пройти приличное количество времени.
Сейчас мы (большинство из нас) живем в информационном обществе. Информация буквально разрывает наш мозг на кусочки медиатекстов. Главная валюта – внимание. Слово года – контент. Люди делятся на два лагеря: кто-то его производит, кто-то потребляет. Однако граница между ними невесомая, вопрос только в целевой аудитории каждой оцифрованной личности. В Штатах активно занимаются «Экономикой креативности», в которой центр кибервселенной – эксперт, а вокруг него разворачивается, собственно, экономика: личные помощники, маркетологи, юристы и, конечно же, аудитория – цифровые платежеспособные единицы. К чему я веду? Мир в современном обществе вертится вокруг человека и его потребностей. «Экономика креативности» - лишь один из примеров. Сейчас столько алгоритмов, которые активно шпионят за пользователем, чтобы предложить ему именно тот салатового цвета зонтик с Чебурашкой, о котором он мечтает. И чтоб он купил! И чтоб был счастлив!
О счастье. Мир пережил столько мучений: голод, мировые войны, страшные эпидемии. А что было ещё раньше? Людям нужно было выживать. Когда человеку нечего есть, он просто не в состоянии размышлять, как бы сделать шаг к вечности. А что это вообще такое – вечность? Почему бы не пофилософствовать на голодный желудок? Иронизирую, извините. Человек, конечно, пойдет искать зерно или очередного мамонта.
Время летит, и вот люди живут в комфортных условиях, в магазинах – манго из Перу, на улице можно встретить иностранцев, не выходя из дома – учиться в Гарварде. Вокруг все показывают свою безупречную жизнь в социальных сетях. Кто-то постоянно на Бали, кто-то открыл двадцать первый бизнес. И вот человек задумывается: а где оно, это счастье? И что это такое? А я – счастлив?
Мы едим тонны информации глазами, для нашего мозга все картинки одинаковы: видим ли мы их вживую, через экран 13 айфона или вообще летаем в фантазийном мире. Ему все равно, ведь во всех случаях – это всего лишь информация. Пара терабайтов прогрузилась в нейронные сети, пара – выгрузилась. Такое происходит каждый день. Но счастье? Как загрузить его?
Эмоции. Чувства. Кто любит свой ноутбук? Кому нравится беседовать с айфоном? Кто способен сочувствовать сломавшемуся планшету? Я верю, что такие люди есть. Но их слишком мало. Мы равнодушны к технике. Почему? У нее нет души. Мы не можем чувственно с ней взаимодействовать. Человек живет среди эстетичных картинок, но ничего не испытывает. Симуляция, добрый вечер.
Краткое резюме на данный момент: в информационном обществе человек начинает задумываться о своих истинных потребностях («а что такое истина?»), и в то же время ему не хватает эмоциональных переживаний, того же стресса.
В интернете можно писать что угодно, лицо всегда останется целым: вы дома, в полной безопасности. Покупатель всегда прав, о его потребностях заботятся великие маркетологи, все стараются для клиента, чтобы он больше и с удовольствием тратил свои богатства.
Идеальная жизнь!
Казалось бы.
Информационное общество – мир симуляций. Эмоций, знаний, жизни. И все это сиюминутно.
Итак, имеем три ключа:
1. Человек пытается определить себя истинного, познать мир без стимуляций, настоящий, реальный. Занимается самоидентификацией.
2. Информация безучастна к человеку, поэтому он испытывает недостаток в обычном сердечном тепле, сочувствии, глубоком понимании.
3. Реальность закручивается вокруг человека и ориентируется на его потребности.
Теперь, исходя из этого, выведем тенденции будущего образования.
Личностная направленность, гуманизация, индивидуализация – однозначно.
Возможно, появится новая идеология, которой займут умы киберлюдей. Раньше было язычество, потом христианство, потом социализм. А что сейчас? Вера в себя? Слишком абстрактно.
Онлайн-образование однозначно продолжит набирать популярность, а значит, у нас должно стать больше технологических возможностей «дотянуться» до преподавателя или одногруппников. Вполне возможны голографические классы. И у каждого участника учебного процесса будет свое оцифрованное тело.
Должны появиться новые дисциплины, связанные с управлением и выражением своих эмоций. Недаром в искусстве так популярен перфоманс: художник выражает своё бессознательное, а зрители наблюдают, и таким образом их скрытые эмоции тоже находят выход.
Как общаться с людьми? Как строить доверительные отношения? Как не орать, когда очень хочется?
Этому пока не учат в университетах, а стоило бы. Повышение эмоционального интеллекта людей – вот, на чем стоит сконцентрироваться.
И, последнее. Наверняка популярность медитаций и «духовных учений» будет расти. Ведь именно такие практики помогают услышать свой истинный голос сердца. И, думается мне, идеальная школа – та, где ученики вместе медитируют, а потом лежат в шавасане (поза, в которой надо просто лежать).
Подводя итог, скажу, что подобное будущее меня очень вдохновляет, и я смею надеяться, что мир с каждым днем будет все счастливее. По-настоящему, без симуляций. А образование должно этому активно способствовать.
***
Спасибо, что дочитали до конца!
Контент про английский и иностранцев - это прекрасно, но автор должен периодически немного иначе самовыражаться . Видеоролики - не предел :)
Буду рада вашим мыслям в комментариях. 😊