Найти тему
Александр Шаганов

СЛУЧАЙ НА ТЕЛЕГРАФЕ

Эпизод 10. Продолжение "Я Шаганов по Москве". На фото, сделанные и сохранённые (!) Александром Олевским, мы, нашей творческой компанией на Акуловой горе, возле "дачи Маяковского" читаем свои стихи друг другу. Когда я, спустя годы, увидел эти снимки то, ей Богу, не узнал себя.
Эпизод 10. Продолжение "Я Шаганов по Москве". На фото, сделанные и сохранённые (!) Александром Олевским, мы, нашей творческой компанией на Акуловой горе, возле "дачи Маяковского" читаем свои стихи друг другу. Когда я, спустя годы, увидел эти снимки то, ей Богу, не узнал себя.

Эпизод 14. Продолжение "Я Шаганов по Москве".

Ха-ха, это был прекрасный и странный день. Тверская, тогда ещё улица Горького. Здание Центрального телеграфа.

Стрелки едва-едва нырнули за половину десятого вечера. Я стоял в немноголюдном зале и пробовал написать сопроводительные строки к письму со стихами. Ничего не лезло в голову.

«Пишу вам второй раз, как вы попросили», — не то.

«Это письмо к вам вместо того, первого», — ещё нелепее.

«На предыдущем письме я перепутал ваш номер квартиры», — опять не так.

В какую-то секунду я решил, что лучше оставить эту затею. Никому не нужно ничего посылать. Отнимать чужое время. Да и сколько таких писем приходит к этому адресату.

Он один на весь Советский Союз. В мире таких человек десять. Футуристов и классиков в одном лице. Он что-то знает, чего не знает никто. Строки его стихов двигаются по страницам. Они живые. Понятные академикам и дворникам. А такой, якобы творческой молодежи, как я — легионы. А он один. Он поэт.

Его воздействие на мои юношеские мозги не поддавалось описанию. Магнетизм. Планетарность — не меньше.

Его книги нельзя было найти в библиотечных залах периодики. Только в читальных. При многомилионных тиражах. В «Некрасовке», как фолиант мне открылся «Дубовый лист виолончельный». Я прогуливал занятия. Эту книгу надо было изучать. Я «задвигал» лекции без сожаления. Хорошо, что радиоэфир дарил россыпь песен на его стихи. Всегда узнаваемых. Всегда экспериментальных. Он раздвигал рамки привычной песенной лирики. Для меня этот опыт был бесценен. Хотелось подражать. И в то же время «Миллион алых роз», одна из моих любимых у Пугачёвой. Слова этой песни — те же краски, что и у Пиросмани. Слова и краски из одной палитры. Гениальные в своей наивности.

В Переделкино случайный добрый прохожий продиктовал мне номер его телефона.

— Ребята, если не секрет, вы откуда и что здесь делаете?

Я уболтал своего друга Мишку Шабаева съездить со мной к могиле Пастернака. Мы много перемещались по Москве и окрестностям. Как положено в юные годы.

— Мы молодые поэты Москвы, вот приехали посмотреть переделкинские выси,

Лет нам было по шестнадцать.

— А что-нибудь можете прочитать из своих творений?

Конечно, могли.

— А кто из современных поэтов вам близок?

— Вознесенский.

— Да, ну-ну... Я дам вам его номер телефона, скажите от Александра Петровича Свободина.

Я не застал его триумфальных стадионов. По причине года рождения. Стадионы уже были некой легендой. За океаном — Вудсток, а у нас Лужники. Мне рассказали об этом те самые благодарные зрители. Свидетели. Пожилая чета с Зелёного проспекта из Новогиреево. Она врач, он инженер. Любители поэзии. Очень московские приветливые люди. Как они возникли в моей жизни, уже не помню. Они угощали меня дома горячим сладким чаем и «Докторской» колбасой с «Бородинским» хлебом. До этого все мои бутерброды были только с белым. Почему они так отнеслись ко мне? Поэтические стадионы остались в прошлом. И у моего поколения были уже другие ориентиры.

Как-то после «Лиры» в день стипендии, честно разменяв пять рублей первокурсника на «Шартрез» или какой-то другой ликер, я набрался храбрости и позвонил по тому самому телефону. Наверное, в моём голосе был некий энтузиазм юности. Вкупе с произнесённой фамилией Свободина. Супруга поэта, Зоя Богуславская, была любезна, подозвав поэта к телефону.

— А вы пришлите свои стихи на мой таганский адрес. Я буду в Котельниках через неделю накоротке. А после перезвоните.

И вот ведь как вышло. Надо же было перепутать номер квартиры.

Я вышел на ступени телеграфа. Шёл мягкий снег. И совсем незагруженный вечерний город. Без сегодняшней парализованности машинами и человеками.

Никому не нужно ничего посылать. И сочинять тоже, наверно, не надо. В юности нас кидает от плюса до минуса.

Что заставило меня вернуться? Бог весть. Я решил — просто вышлю стихи. Без строчек сопровождения. Вот будь, что будет.

И вот теперь — некая мистика. Я не мог назвать это по-другому. Такое иногда можно было увидеть в голливудском кинематографе. В жизни так не бывает. Или бывает один раз, от силы два. Возле окошка международных телеграмм я увидел Андрея Андреевича. Из Советского Союза телеграммы по миру отправляли нечасто. Он стоял один.

На моем лице возникла улыбка младенца. Я обернулся по сторонам. Никто ничего не понимал. В двадцати метрах от меня стоял кумир моего воспалённого мозга. Моего поэтического семнадцатилетнего сознания. В белом плаще.

— Здравствуйте, Андрей Андреевич.

Я что-то пролепетал. Он был в недоумении, но совершенно не подал виду. Мало этого, он даже припомнил мои звонки.

— А, вы тот самый, кто перепутал цифры в номере квартиры. Ну, что же — стихи у вас с собой? Давайте я посмотрю.

Бегло, про себя прочитав первую страницу, он спросил:

– А как ваша фамилия?

— Шаганов. Саша Шаганов...

— Ну, вот видите, Саша, фамилия у вас поэта. Постарайтесь ее оправдать. Завтра я улетаю в Америку, напишите свой номер телефона. Не обещаю, но, может перезвоню, часов в 14. И всего доброго вам.

Да, московскими вечерами случаются чудеса сродни булгаковским. Я знал, что никто мне не перезвонит. Достаточно и одного совпадения. Иначе жизнь становится совсем не моей, а чьей-то книжной. Перечитанной уже не раз.

Тем не менее на следующий день я остался дома, пропустив тренировку в футбольном клубе. Улыбка младенца не сползала с моего лица.

И почему-то понял, что об этой встрече лучше ничего не рассказывать кому не нужно. Не поверят.

— Вчера, я встретил Вознесенского.

— Да, тебя уже печатают? — Мишка Шабаев, мой закадычный приятель был такой же лоботряс как и я...

А какие мы должны были ещё быть?