Найти тему
Пути-дорожки

Меня захватила "золотая лихорадка" на изумрудных отвалах

Копнула лопаткой раз, два, три. Ещё - раз, два, три. Что за камешек попался? Нет, ерунда. А это? Щебёнка... Ещё копнула. И ещё. Слышу, кричат: "Берилл!" "Хороший берилл!" - отвечает гид. Присмотрелась: так ведь под моей-то лопаткой - тоже берилл.

Пусть не большой и не такой уж чистый, но ведь самый настоящий берилл! Зелёный, блестящий, с отливом... Ого! Надо ещё поискать. Снова копаю лопаткой, озираюсь, перехожу на другое место. И так несколько раз. Усердие оказывается не напрасно: я нахожу ещё несколько камешек берилла. Самого настоящего берилла, родственника изумруда.

Не думайте, что мы какие-нибудь хитники. Вовсе нет. Мы ведём поиск минералов на отвалах исторического Сретенского месторождения. Привезли нас сюда вполне легально, по турпутёвке - целый автобус охотников до уральских самоцветов. Сретенское месторождение - то самое, что стало разрабатываться на месте первой находки изумруда. И выработано оно давным-давно.

Почти 200 лет назад (в 1830 году) крестьянин Максим Стефанович Кожевников обнаружил здесь (это в 7 километрах от Асбеста) красивые зелёные камешки.

- Нашёл летом, под корнями поваленного во время бури дерева. Но дел у крестьянина много - вначале покос, потом дрова заготовить надо, а после - урожай убрать и прибрать, - рассказывает геолог, преподаватель Уральского государственного горного университета Елена Николаева. - Вспомнил про найденные красивые камешки зелёного цвета только зимой, в декабре, - и отнёс их горному начальству.

Те спохватились: утаил! Полгода утаивал! А командир Екатеринбургской гранильной фабрики Яков Коковин сразу определил - изумруд это, самый натуральный изумруд. И тут же, зимой, не откладывая времени, велел начинать разработку месторождения. Так что 8 февраля 1831 года здесь начались горные работы.

Сейчас на месте тех самых работ - красивейшее озеро среди уральского леса с удивительного изумрудного цвета водой. После того, как месторождение выработали, карьер затопили. Вода здесь чистая, ничем не отравлена, и химикатов вредных никаких нет. Рыба водится всякая (понятно, запустили) - рыбаки в любой удобный момент сидят с удочками по берегам. Глубина карьера немалая - 20 метров, так что купаться, может, и небезопасно. Но желающие в жару есть.

А по бокам озера - видите - какие обрывы? Их формируют отвалы - груды песка, камня, пустой породы, глины... Всё это доставалось из недр земли, осматривалось - и выбрасывалось за ненадобностью.

Однако в породе этой находили немало ценных минералов - изумрудов и александритов. Только за первых 4 года разработки здесь нашли:

Изумруд Кочубей, выставленный в Музее Ферсмана в Москве.
Изумруд Кочубей, выставленный в Музее Ферсмана в Москве.
  • изумруд 101 карата грушевидной формы (подарок императрице Екатерине II);
  • крупную друзу изумрудов (отправили Александру Гумбольду);
  • изумруд Кочубея весом чуть больше 2 200 граммов (сейчас хранится в Минералогическом музее РАН имени А. Е. Ферсмана);
  • величиной в 30 сантиметров кристалл изумруда (именно из-за него Коковина и не стало).

У Сретенского месторождения были разные владельцы, и сказать однозначно, сколько здесь добыли ценных минералов, трудно. Но специалисты делали примерные вычисления, подсчеты... Так, Фёдор Золотухин вычислил, что с 1831 года по 1986 год на Сретенском месторождении добыли всего 2 378 тысяч карат ювелирных камней и около 50 тонн изумрудной зелени.

520 миллионов рублей - цена добытых в Сретенском месторождении изумрудов и александритов (в оптовых ценах 1982 года).

Так что отвалы, конечно, - всего лишь отвалы. Выброшенная сбоку карьера глина... Но, если покопаться, в ней можно найти очень немало интересного!

Листайте галерею, там процесс поиска бериллов

Понятно, что всё самое лучшее из породы забирали. Но, во-первых, породы много. Целые горы. А, во-вторых, всё же Сретенский карьер до конца разработан не был. Ведь по плану-то его хотели копать на глубину 60 метров. Но из-за краха страны в 90-х годах разработки остановились на глубине 20 метров. Так что здесь точно ещё что-то интересное есть!..

К тому же, копать - это долго, хлопотно. А можно же мыть. Набираешь целое ведро породы. И постепенно промываешь породу сквозь специальное сито. И тоже непременно находишь какие-то бериллы. Мне - удалось.

Листайте галерею, там бериллы

Процесс поиска удивительно красивых камней захватывает так, что остановиться непросто. Казалось бы - ну зачем тебе эти бериллы?! Куда? Но вот нет же, копаешь, переходишь с места на место и снова вгрызаешься лопаткой в глину. Набираешь её целое ведро и промываешь. Но тебе кажется этого мало - и ты идешь еще за ведром, и ещё...

Останавливаешься, когда камни заполняют целый карман. Ты перебираешь их в ладонях, представляешь зеленый блеск и радуешься: почувствовал себя в XIX веке. Крестьянином Максимом Кожевниковым)

"Хитники" из берилла работы Панфилова. Фото автора.
"Хитники" из берилла работы Панфилова. Фото автора.

Екатеринбургский ювелир Анатолий Панфилов сделал из бериллов вот такую композицию "Хитники". Мы не хитники, конечно,но в момент поиска минералов похожи были на них, да.

Но зато из берилла можно сделать вот такую красоту: полюбуйтесь. Украшения работы Анатолия Панфилова выставляются в музее камня "Планета" в Екатеринбурге.

Листайте галерею, там очень красивые украшения с изумрудами

Из найденных мною бериллов, конечно, такой красоты не выйдет. Но тоже украшение будет прекрасное, я предполагаю)

2 300 рублей - цена 1-дневного путешествия на "Изумрудные копи Урала". Такие туры есть у многих турфирм в Екатеринбурге. Цена плюс-минус совпадает.

А вы, дорогие читатели, испытывали когда-нибудь чувство наподобие "золотой лихорадки"? Прошу поделиться!

Подпишитесь на ➡️ мой канал - я пишу о путешествиях, краеведении и воспитании детей. Живу в Екатеринбурге, так что темы Урала - мой любимый конёк.

#путешествия #золотая лихорадка #минералы #урал #история