Фантастика – когда она зародилась? Конечно же, люди использовали фантазию с древнейших времён, но следует различать древние античные мифы, в которые люди действительно верили, от настоящей фантастики, основанной на намеренной игре воображения.
Конечно же, научная фантастика зародилась лишь недавно, до этого фантастика была «ненаучной», к примеру, древние греки уже изображали в своих произведениях миры с аномальной природой, карликов и великанов.
Встречались также сильно изменённые (из-за недостатка сведений) описания чужих стран (Индия, Гиперборея, страна Дардов).
В античные времена самым главным благом для общества считали достижение гармонии и мудрое правление. Одна за другой возникали утопии. В знаменитом трактате Платона идеальное государство несёт определённые черты коммунистического уравнительства. В нём, кстати, как и в утопиях Мора и Кампанеллы, написанных много веков спустя, присутствуют даже определённые черты тоталитаризма.
Древние философы считали, что основать идеальный государственный строй совсем нетрудно, достаточно лишь убедить людей думать правильно. Кроме того, обширное поле для фантазии открывалось за счёт распространения мифов о перерождении, превращении богов и людей в животных и мифических существ. Об этом написаны «Метаморфозы» Овидия и Апулея.
В Средние века фантастическое начало выразилось в народных сказках, былинах, сагах, легендах и рыцарских романах. Но особенно интересны «Книги чудес», к которым относятся как книги о ненастоящих странствиях, так и сильно преувеличенные рассказы о реальных путешествиях.
К примеру, Марко Поло упоминает о духах, шепчущих в пустыне и о живых драконах в китайских садах.
Самое забавное, что многие в те времена верили именно в фантастические детали, а некоторые реальные обычаи – считали преувеличением. Например, вполне реальное сообщение о том, что придворные в одной из стран Азии отращивают длинные ногти. Средневековые рукописи изобилуют изображениями странных существ, якобы живущих в далёких странах. Но порой встречаются и искаженные изображения верблюдов и слонов.
В эпоху Возрождения и в эпохи маньеризма и барокко были созданы блестящие образцы фантастики. Это и «Дон Кихот», и «Гаргантюа и Пантагрюэле». Создаются утопии Кампанеллы, а затем и Томаса Мора. Отличие между ними явно. У Мора изображаемое государство более демократично. В этих произведениях уже присутствует достигнутый только во второй половине двадцатого века принцип свободы совести. Правда, Мор разрешает в своём государстве все религии, но при этом запрещает атеизм.
В эпоху классицизма мир становится рациональным, а значит, появляется стремление к реальной жизни, к упорядоченной вселенной и восхвалению «мудрых» рациональных просвещённых правителей. Настоящей фантастике здесь нет места. Но именно в это время Свифт пишет «Путешествия Гулливера».
В образах государства лилипутов и государства великанов выражены идеи о самом худшем и, наоборот, идеальном государстве. Лилипуты пародируют изъяны и недостатки политической системы Англии, в то время как великаны оказались в буквальном смысле «выше» обычных людей не только по росту, но и по развитию совести. Они недоумевают, как можно жить при режиме, обычном для родины Гулливера. Также в романе есть совсем уж фантастические моменты, типа летающего города.
В эпоху романтизма фантастика, наоборот, развивается и захватывает все стороны жизни, в том числе и живопись. В это время Гойя создаёт серию гравюр «Каприччос».
Сюжеты этих произведений взяты из фольклора (ведьмы, черти и прочее), но при этом бичуют пороки реального мира (жестокость по отношению к детям, произвол инквизиции). Фантастика расцветает в творчестве Гоголя, Жуковского, Погорельского, в Европе – Гофмана. Поздние романтики в Англии создают Викторианскую сказочную живопись, прославившую безумного Ричарда Дадда. Но вместе с тем, во времена романтизма и последовавшего за ним реализма создаётся новый вид фантастики, который присутствовал в фольклоре с глубокой древности, но лишь в двадцатом веке его начали воспринимать всерьёз. Это была «литература абсурда».
Абсурд в Англии (Кэролл, Лир) вдохновлялся народным абсурдизмом, особенно короткими стишками – лимериками. Лишь в двадцатом веке, с появлением философий Фрейда, Ницше, экзистенционалистов и сюрреализма, абсурд станет способом критики общей абсурдности жизни и нелогичности поведения человека во время мировых войн, в толпе себе подобных и в диктаторских режимах. К тому же, теория эволюции сделала из гармонично устроенного мира бессмысленную игру случая.
Самое яркое явление в истории фантастики – творчество Жюля Верна. Жюль Верн в своём творчестве предсказывает огромное количество изобретений, от подводной лодки до космического корабля. С этих пор главная роль фантастики – прогнозы на будущее.
У последующих фантастов формируются многие проблемы, типичные для фантастики вообще (космические полёты, расцвет деспотических режимов и восстания против них, внеземные цивилизации, супероружие и завоевание мира). В начале двадцатого века фантастика публиковалась в низкопробных журналах, но со временем к ней стали относиться всё серьёзнее.
В России и СССР главным фантастом был Беляев, в Европе – Уэллс. Также в начале века творят Булгаков и Алексей Толстой («Аэлита»).
В советской фантастике была своя специфика. В первые десятилетия после Войны была распространена «фантастика ближнего прицела», обещавшая людям быстрые изменения. Мир будущего должен был быть создан прямо завтра, немедленно. Позднее происходящие в воображаемом мире события отодвигали гораздо дальше, в начало, а то и в конец двадцать первого века. Фантастика должна была быть благосклонна к советскому строю, а союзниками главных злодеев становились империалистические державы. Вместе с тем, фантастика была самым свободным жанром в Советском Союзе. В ней действительно разрешалось мечтать и думать. Романы Стругацких полны аллегорий и глубоких жизненных мыслей, несвойственных классическому соцреализму. Вместе с тем, множество предсказаний содержится и в таких классических для социализма произведениях, как «Незнайка» Носова. Например, кроме обычной идеи о роботах, работающих за человека, там есть и предсказания о контроле над погодой (сегодня так «разгоняют тучи» над Красной площадью), тонких телевизорах. Фантастика печаталась в специальных журналах, существовало большое количество художников - фантастов.
Во второй половине двадцатого века появляются рассказы Брэдбери, Айзека Азимова. В 1948 году Толкин создаёт самое известное произведение в жанре фэнтези. Сначала автор «Властелина колец», по сути, хотел создать классическую детскую сказку. Гэндальф у него изначально не сильно отличался от простого доброго волшебника. Но после сюжет был изменён под «взрослую» аудиторию.
В конце двадцатого, начале двадцать первого века мир резко меняется. На первый план выступают проблемы экологии, а надежды на прогресс не сбываются. В результате появляется множество книг – антиутопий, где высокие технологии становятся инструментом для насилия, а несправедливость не исчезает. Особую популярность приобретает тема самоуничтожения человечества и жизни на Земле, раскрытая уже в рассказе «Будет ласковый дождь» Брэдбери.
История фантастики – история уникального жанра, сочетающего в себе науку и безумие, сказку и действительность, религиозные мотивы, находящие своё исполнение в современной технике. И нет ничего удивительного в том, что в современной России именно фантастика является самым «народным» нереалистическим искусством, которое признают даже самые ярые поборники реализма.