Найти тему
СВОЛО

Смелого пуля боится

Продолжаю чтение журнала «Новое искусствознание» № 19. Будеева. «Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и новаторство». По-прежнему выходов к мироотношению художников – нет. Попробую восполнить. Ухватываюсь за такие слова о таком произведении:

Тамбовцев. Пикалов мост. 1974.
Тамбовцев. Пикалов мост. 1974.

«Исследователи отмечают, что подчеркнутая материальность среды, предметность архитектурного мира напоминают гравюры В. А. Фаворского 1920-х гг.».

Со ссылкой, что это мнение Мямлина.

А мне открылось, что Фаворский сделал революцию в ксилографии: фон – чёрный, штрихи – белые. И для чего? – Для красоты, которая подвластна Злу*. Что плохо. Как плохо то, что в СССР явно строят не социализм с курсом на превалирование самоуправления над потакающим государством вплоть до исчезновения этого государства, что означит наступление коммунизма. Никакого подсознательного идеала. Всё осознано. Но артистизм берёт своё, и – перед нами контрасты.

«Он [Тамбовцев] передает их с намеренным подчеркиванием объема и пространства, с большим вниманием к выявлению специфики графического листа. В ксилографии «Пикалов мост» (1974) темные, сочные пятна контрастируют с белизной бумаги, оставленной нетронутой штихелем вокруг человеческих фигур и архитектурных деталей. Здесь геометрически строгая штриховка соседствует со свободно положенным белым штрихом».

Социализма в 1974-м так же не было, как и при Фаворском…

Одна загвоздка – не 19-го ли века одежда на женщине?

-2

И шляпу мужскую соответствующую можно подыскать.

-3

Правда, фонарей таких не было в 19 веке.

-4

1908-1909.

https://www.citywalls.ru/house15756.html?s=kdtgqhrsj3ptmoo2982525sge2

А в 70-х годах они были точно такие.

-5

Что делать?

Или ничего? И в 1977-м тоже в похожем на салоп ходили.

https://www.sinref.ru/000_uchebniki/02600_kroika_i_shitio/109_osnovi_hudoj_konstruirovania_jenskoi_odejdi_chermnih_1977/119.htm
https://www.sinref.ru/000_uchebniki/02600_kroika_i_shitio/109_osnovi_hudoj_konstruirovania_jenskoi_odejdi_chermnih_1977/119.htm

Но меня как-то смутно бередит та смелость, с какой Тамбовцев обеспечил контраст «с белизной бумаги, оставленной нетронутой штихелем вокруг человеческих фигур и архитектурных деталей». Да и не только. Он и часть мостовой оставил белой, и две части неба, слева и справа. – Неужели красота исчезнет, если эту белизну убрать?

-7

С грубой большой белизной гораздо красивее. Чёрное Зло эффектнее. Сладостнее ему отдаваться, раз недоволен серой действительностью, не тянущей на яркость.

И. Тамбовцева понесло.

Тамбовцев. Эрмитажный мостик. 1984.
Тамбовцев. Эрмитажный мостик. 1984.
Тамбовцев. Новая Голландия. 1980-е годы.
Тамбовцев. Новая Голландия. 1980-е годы.
Тамбовцев. Стрелка Васильевского острова. 1989.
Тамбовцев. Стрелка Васильевского острова. 1989.

9 июня 2022 г.

*- Видимо, мысль автора столь глубока, что я ни черта не поняла.

- Грешен. Мысль действительно глубока, но тут не обоснована, и я решил её не прояснять. Она просто заявлена: «Для красоты, которая подвластна Злу». Подробно она развита тут, опираясь на слова Коржавина об акмеизме:

«К тому времени,- пишет Коржавин,- часть публики [часть!] начала терять интерес к политике - тот “политический мистицизм”... который до этого был основой духовной жизни почти всей русской интеллигенции; идея светлого будущего мало-помалу обнаруживала свою скудость. А раз так - захотелось счастливого настоящего, да такого, которое было бы способно наполнить жизнь не меньше, чем отмененное царство справедливости. Престижность героизма и жертвенности кое-где [кое-где!] сменилась престижностью изысканного вкуса, культом красоты и изящества, богатства страстей и душевной сложности»

Я там довёл акмеизм до вида ницшеанства. А то – от большого разочарование в Этом мире.

В статье о Фаворском, на которую я сослался, я вывел, что глубоким творцом он не был, но великим артистом – был. Из-за чего применял противоречия. Да ещё и был разочарован советской властью. И – всё вместе – боготворил красоту (которая часто сияет с помощью противоречия).

Тамбовцев же не только воспользовался упоминавшимся открытием Фаворского в графике, но и переплюнул его в этом нахальном применении белого.

Вот. Такой пропуск я допустил.

Грешен. Мне важно было продемонстрировать, что я – в пику формалистам – до мироотношения авторов дохожу. А это я сделал.

11.06.2022.