Я не стал бы писать эту статью, если бы мне не сбросили ссылку на заметку Игоря Поля на author.today. Он там написал очень гневный пост о том, что его за роман «Ангел-хранитель 320» обвинили в русофобии и потребовали вернуть деньги. Скажу сразу, это был не я, так я такой ерундой не занимаюсь. Но я, кстати говоря, в своё время, пробовал общаться с этим автором – там, на author.today, и как раз на тему этого романа и того, что там происходило. Я ни в чём автора не обвинял, более того, я писал ему очень вежливо и корректно. Ответа на свой вопрос я, понятное дело, так и не получил. Кстати говоря, я много с кем из авторов там общался – на самые разные темы. И обычно мне отвечали – и на критику, и на отзывы. В конце концов, я читатель, я общаюсь с авторами тех книг, которые мне интересны, я не ставлю своей целью кого-то оскорбить или задеть, не так ли?
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!
Так вот, мне прислали ссылку на тот весьма гневный пост, в котором Поль пишет, что речь в романе шла не о русских, а о «отколовшейся ветви» русских. Знаете, как говорил кто-то из героев «Теории Большого Взрыва», «это же полностью меняет суть дела!». Тем более, что в романе нет на это никаких указаний. В романе есть группа кораблей, названных очень интересно, есть воинские звания и обращения, характерные для советской и российской армии и флота. А вот слов о том, что «это не русские» – там не было… И вообще, экспозицию, как правило, надо встраивать в текст романа, а не писать отдельно, спустя несколько лет… Вот про это дело мы сейчас и поговорим…
Итак, есть такое дело, называется «давать экспозицию». Это когда в фильме, или книге, нас, зрителей или читателей, вводят в курс дела. Как правило, методы подачи экспозиции бывают разными. Например, порой это даётся «прямо в лоб» – когда в книгах по Вселенной «Warhammer 40000» в виде предисловия рассказывается о том, где мы находимся и что, собственно, в этой Вселенной происходит. Не могу назвать такой подход идеальным – но он всё равно выполняет свою роль по разъяснению читателю, что к чему.
Можно привести в пример художественный фильм «Матрица», где Морфеус рассказывает Нео о том, что вообще происходит в этом мире. В романах цикла «Battletech» тоже экспозиция имеет место быть – почти в каждом романе так или иначе, но рассказывают о том, кто такие Кланы, что представляет из себя Внутренняя Сфера и всё остальное. То есть, действие этих книг происходит не в вакууме, а во вполне себе целой Вселенной. И мы узнаём, например, кто такой был Александр Керенский, зачем он ушёл из Внутренней Сферы (не переодеваясь в женское, если вы понимаете, о чём я), и чем, собственно, страшны Кланы (спойлер – ничем. Ну, кроме разве что Дымчатых Ягуаров…).
И можно назвать ещё немало книг – мы же сейчас про фантастику – где так, или иначе, но имеет место быть экспозиция. Вот вспомните любую книгу из фантастики – и там обязательно будет экспозиция, в которой нам автор расскажет, где всё это разворачивается, и «кто все эти люди». Даже Петухов, которого ну никак нельзя назвать «гением русской фантастики» (хотя ругать я его по-прежнему не буду) тоже делал в своих романах экспозицию. Даже в «Бойне»!
Я буквально недавно писал про повесть Дивова – «У Билли есть хреновина». Казалось бы, начинается с того, что два «обормота» – а как можно ещё назвать героев в самом начале, когда они пили все выходные, что называется, «не просыхая», идут в полицейский участок при небольшом городке на американском Юге. И только ближе к концу книги, Дивов, через воспоминания Ивана Кузнецова, главного героя романа, от лица которого и идёт повествование, рассказывает нам, что тут, собственно, происходит. И рассказывает очень хорошо и интересно.
Но, я тут привёл примеры того, как делают те авторы, которые на самом деле рассказывают Историю. Блин, даже Глуховский, которого я не люблю – тоже смог рассказать, как именно люди оказались в метро, что там происходило и «кто все эти люди». Даже он смог это сделать. Но что же Игорь Поль? А на самом деле – ничего.
Нам рассказывают про главного героя, «как он докатился до жизни такой». Хорошо, это интересно. Нам показывают «учебку», и она на самом деле показана интересно, и про этот КОП («комплекс огневой поддержки») – тоже хорошо и интересно рассказывается, Автор рассказывает про взаимоотношения между родами войск – на самом деле, я слышал разного рода истории про то, что «те не любят этих, а эти тех», но тут тоже читать довольно занятно. Но вот, как только нам показывают врага – где «экспозиция»? Кто они? Откуда они взялись? Почему они похожи на русских? Специально он это сделал, не специально? Чего он хотел этим добиться? Что показать? Неизвестно. И спрашивать автора по второму или третьему разу я точно не буду.
Кстати говоря, о русских… Я писал про американский цикл про морпехов в космосе… Первый роман, «Лик Марса». Американские морпехи летят на Марс на российском космическом корабле. Американцы нормально работают вместо с русскими. И – это нормально описано. Это не выглядит странным и клюквенным. Во втором романе, «Лунная пехота», американские морпехи помогают русским защищать территории. В общем – нормальные рабочие взаимоотношения, про которые на самом деле приятно было читать. А если взять Артура Кларка, то там вообще «американцы и русские – друзья навек». И это пишут (точнее, писали) американские авторы! Понятное дело, что сейчас такого уже не напишут – сейчас там другое в моде и так далее, но мы не об этом сейчас. А вот автор, который живёт в России, русских описывает, как «инфернальное зло», да ещё и обижается потом, когда его обвиняют в русофобии… Странно, не так ли? Кстати, я его обвинять ни в чём не буду. Это его дело – как писать. Только вот, читать я его точно больше не буду…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!