В последние годы российские вагоностроители вели многочисленные дискуссии о том, как усовершенствовать вагоны поездов дальнего следования. Предлагалось много интересных идей. Что-то – как плацкарт со шторками – реализовано. Что-то так и останется на бумаге. Предлагаем вспомнить самые нашумевшие проекты.
Плацкарт с колонной
Несколько лет назад в России решили заново придумать плацкарт. Идею поручили современным дизайнерам. В итоге они даже сделали один новый вагон – его презентовали в Москве.
Идея вагона была в том, что внутри плацкартного отсека будет стоять шкаф-колонна. Она будет отделять пассажиров друг от друга и служить местом для багажа.
При этом между отсеками у пассажиров будут дверцы для общения с попутчиками. Вагон сделали больше обычного, так что туда влезало бы 58 человек, а душ разместился бы в отдельном помещении.
Все хорошо, только оказалось, что при таком размещении нужно снимать третьи полки и пассажирам боковых мест, а также тем, кто едет в отсеках с аварийным выходом (их было четыре), некуда девать багаж. В итоге проект не пошел в производство.
«Ласточка» со спальными местами
Один из самых интересных концептов, которые я видел, разработали на «Уральских Локомотивах». Это поезд «Меридиан» – по сути двухтажная «Ласточка», внутри которой должны были разместиться как спальные, так и сидячие вагоны. Причем, проект предусматривал 1-, 2- и 4-местные купе.
Предполагалось, что такие поезда будут курсировать на маршрутах протяженностью до 1250 км и со скоростью – 160 км/ч.
Согласно последней информации, эксплуатация «Меридиана» должна была начаться в 2024 году. Однако в этом поезде было многое от Siemens, так что, думаю, пока о нем можно забыть.
Плацкарт с местами-капсулами
Еще один проект нового плацкартного вагона предполагал размещение мест в вагоне по принципу капсул.
Нечто похожее реализовано в китайских скоростных поездах. Предполагается, что все места в таком вагоне будут боковыми, причем расположатся не только на двух уровнях, но и в два ряда с каждой стороны от прохода (все в четыре ряда). Макет такого вагона был представлен на выставке «PRO//Движение» 2021 года.
Плацкарт без боковых мест
Несколько лет назад, когда только вышли плацкартные вагоны со шторками, обсуждалась идея наладить производство плацкартных вагонов в таком же дизайне, но без боковых мест.
Предполагалось, что это будет средний вариант между купейными и плацкартными вагонами. По сути – плацкарт, но все места стали бы длиннее.
Однако возникла юридическая сложность: стоимость билетов в плацкартных вагонах устанавливает государство и по условиям такой вагон должен перевозить не менее 54 человек. В итоге вагоны делать не стали, хотя пассажиры проявляли к ним повышенный интерес.
«Сапсан» со спальными купе
В новой партии «Сапсанов» должны появиться спальные купе. РЖД должны были получить 13 таких поездов, но до 24 февраля успело прийти только четыре поезда.
Затем Siemens разорвал контракт. Как выглядит купе вживую еще никто не показывал. Но есть рендеры.
Плацкарт с местами-ёлочкой
Еще один концепт плацкарта – вагон, где все места находятся под углом к проходу. Его представили в конце 2021 года. При этом разработчики, кажется, уже настолько запутались в своих идеях, что у этого варианта получилось аж два варианта подварианта. Их объединяет только то, что места находятся под углом к проходу.
В одном случае – получился классический плацкарт, только все места кривые. Благодаря скосам удалось увеличить длину полок, но при этом они оказались заужены в изголовье и в ногах, так что пользы от удлинения немного – нормально полежать не получится. Второй вариант предполагает организацию капсул. Он интереснее, но не подходит для поездок с семьей и на дальние расстояния.