«Эксперимент был совсем несложным. Первые несколько минут в комнате находились мама и ребенок. После того, как ребенок адаптировался – в помещение входил незнакомец. Спустя еще несколько минут мама покидала комнату и оставляла ребенка с чужаком. Дальше происходила смена – мать возвращалась, незнакомец уходил.
К финалу мы должны были прийти к тому, когда мама оставляет малыша совсем одного и тут появляется незнакомец. Интересно было всё – поведение ребенка, его готовность продолжать исследовать новую ситуацию, его реакция на незнакомого человека и воссоединение с матерью. Мы поражались тому, насколько по-разному вели себя малыши».
Это история Мэри Эйнсворт, которая совершила прорыв в понимании детско-родительских отношений после эксперимента «незнакомая ситуация».
Целью эксперимента было исследование поведения детей в возрасте от 1 до 1,5 лет на предмет восприятия окружающего мира с использованием мамы.
Специально для эксперимента на стену небольшой комнаты в Университете Хопкинса поместили экран, прозрачный только с одной стороны, чтобы наблюдать за поведением младенцев. Помещение было оборудовано под игровую комнату.
В ходе эксперимента было открыто три теории привязанности:
· Надежная;
· Тревожная;
· Избегающая.
В первом случае дети всегда вели себя уверенно – как в присутствии матери, так и без. Они были спокойными и не плакали. Это связано было с тем, что дома их мамы были отзывчивыми и теплыми.
Во втором случае реакция малышей выглядела как «мама, будь рядом». Они все время следили за передвижением родителя и плакали, если она выходила. Дома их мамы вели себя амбивалентно: то были ласковыми, то никак не реагировали на детей.
В третьей ситуации ребенку было абсолютно все равно – есть мама в комнате или нет. Позднее Эйнсворт напишет: «Избегающая реакция просто взорвала мой мозг». Эти дети казались совершенно равнодушными как к приходу, так и к уходу матери. Их избегающее поведение был своего рода защитным механизмом, помогающим пережить разлуку с матерью. Они сторонились ее, вырывались из объятий, отводили взгляд. В домашних наблюдениях эти матери оценивались как отвергающие.
В 1969 году результаты эксперимента опубликовали и в научном сообществе ни на шутку разгорелись жаркие дискуссии. По итоге работу Мэри стала переломной в восприятии младенчества и воспитании детей.
Если вам интересно более глубоко погрузиться в детско-родительские отношения и стать специалистом в этом направлении, то мы приглашаем вас на нашу магистерскую программу «Детская практическая психология и инжиниринг развивающей среды».
Выпускники программы обладают всеми необходимыми компетенциями для проведения глубокого анализа отношений между детьми, родителями и педагогами в учебном заведении с целью наиболее эффективной помощи им в построении оптимального взаимодействия. В рамках данной магистерской программы также изучаются методики, применяя которые, специалист способен выстроить усовершенствованную модель образовательного пространства с учетом особенностей развития ребенка в определенные возрастные периоды, способствующую его когнитивному и личностному росту.
Более 60% учебного процесса отведено практическим занятиям, так как детская практическая психология требует максимальной включенности в процесс, получения, прежде всего, практических навыков и их отработки на примерах реальных запросов. Вы такой практической базы не встретите нигде.
В программе используются все формы интерактивного обучения при непосредственном контакте с преподавателями. Уникальная возможность получить обратную связь от экспертов, учиться у лучших в своем деле.
В 2021 году программа прошла процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, что является свидетельством международного признания качества, а также подтверждает высокий уровень подготовки выпускников-специалистов, компетенции которых всецело соответствуют современным требованиям рынка труда и запросам нанимателей.
Продолжительность обучения 2,5 года. Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная. Регистрируйтесь на программу «Детская практическая психология и инжиниринг развивающей среды» по ссылке